Педагогическая риторика: сущность и предназначение
Педагогическая риторика – это раздел риторики и отдельная научная отрасль, занимающаяся исследованием формирования и развития навыков правильного, гармоничного, продуктивного речевого произношения у педагога.
Рисунок 1. Педагогическая риторика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогу и иным специалистам необходимо умение выражать свои мысли четко и упорядоченно. Речь должна быть краткой и понятной, выразительной и эмоционально окрашенной.
Педагогическая риторика выделилась в отдельную научную отрасль в силу своей важности и специфической значимости. Поскольку, педагогика исследует закономерности процессов обучения и воспитания, а они протекают посредством речи и речевого воздействия, то педагогическая риторика должна формировать искусство постановки правильной речи, обеспечивающей продуктивную передачу определенных нравственных ценностей и научных знаний.
Педагогическая риторика предназначена для следующих направлений педагогической деятельности:
- Разрешение педагогических проблем и задач, посредством создания образа конкретной ситуации или явления педагогического общения и взаимодействия.
- Совершенствование педагогической речи, необходимой для педагогического общения.
- Профилактика и устранение проблем с коммуникативным взаимодействием в системе педагогических отношений.
- Предоставление педагогической науке совокупности смысловых моделей – топов для осмысливания и организации содержания. Иными словами, риторика помогает педагогической науке правильно формулировать структуру содержания образовательных программ, учебного материала, давать верные определения и соотношения объектов и понятий.
- Предоставление педагогике средств и приемов построения текста. Текст выступает инструмент обучения, а потому должен быть выразительным, образным, верно построенным.
- Использование риторики и ее отдельных аспектов при построении педагогического общения.
Характер педагогической речи, навыки построения эвристического диалога способствуют продуктивной передаче знаний учащимся. Все эти показатели выступают аспектами педагогической риторики.
Объект, предмет и целевое назначение педагогической риторики
Как научная отрасль, педагогическая риторика имеет свой объект и предмет исследования.
Объектом педагогической риторики выступает процесс формирования навыков речевой коммуникации и речевой культуры педагога.
Предметом педагогической риторики выступает совокупность принципов, методов и способов, условий организации эффективного риторического обучения педагога, создание его полноценной личностью, наделенной языковой культурой и коммуникативными навыками, помогающими ему успешно реализовывать свою профессиональную деятельность.
Педагогическая риторика занимается исследованием закономерностей формирования и развития речи педагога, становления его коммуникативных навыков. Речь педагога исследуется с двух позиций:
Как передача мысли в словесной форме через аргументацию с применением вербальной и невербальной речевой коммуникации.
Как риторические категории: этос, пафос и логос:
- этос – это этические и нравственные свойства педагогической личности, проявляющиеся в словесном повествовании и общении:
- пафос – это эмоциональная и чувственная сторона речи педагога, она отражает индивидуальность риторических качеств педагога;
- логос – это мыслительный состав речи педагога, раскрываемый последовательно в словесной форме.
Целевым назначением педагогической риторики выступает создание условий для полноценного и качественного усвоения образовательной программы, устранение негативных речевых факторов и соблюдение выполнения требований речевого взаимодействия в ходе реализации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая риторика включает в себя совокупность принципов реализации оптимальной речи и продуктивного речевого взаимодействия. Она является речевым аспектом мастерства педагога и его творческого направления деятельности.
Функциональная роль общения с точки зрения педагогической риторики
Педагогическая риторика занимается исследованием понятий и категорий психологии общения, риторики, теории речевой деятельности и их использование, особенности проявления, функции в конкретных ситуациях и условиях педагогического общения. Это открывает возможности понимания норм и способов риторического общения, их использования в конкретных коммуникативных ситуациях, возможность применения для решения конкретных задач и достижения определенных целей общения.
Фундаментом коммуникативной деятельности педагога является система его знаний и практических навыков, опыта использования определенных средств речи в конкретных ситуациях общения. Общая риторика создает категориальный аппарат, формирует законы и признаки, закономерности, позволяющие построить образ профессионального речевого становления педагогов.
Педагогическая риторика определяет ряд функций педагогического общения:
- Информационно-коммуникативная. Она обеспечивает сбор педагогом информации, получение педагогических знаний и навыков, опыта профессиональной деятельности, позволяющих передавать их другим поколениям в словесной форме, посредством речевого общения и взаимодействия в продуктивной и качественной форме.
- Регулятивно-коммуникативная. Она отражает процесс организации педагогической деятельности. Педагог выбирает стратегию и тактику педагогического взаимодействия, организует свою работу в условиях конкретной учебно-речевой ситуации и при определенных речевых ресурсах и обстоятельствах.
- Воспитательно-коммуникативная. Она направлена на развитие личностных качеств педагога, формирование эстетического вкуса, раскрытие творческих способностей, эстетической восприимчивости и культуры общения.