Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Характеристика детей младшего школьного возраста

Определение 1

Младший школьный возраст – это период обучения ребенка в начальной школе (с 6 до 11 лет). Данному периоду характерно определенное физическое и психофизиологическое развитие детей, которое обеспечивается систематическим обучением в школе.

Начало обучения в школе вызывает изменение социальной ситуации развития детей. Теперь у них есть социально значимые обязанности.

Психология детей младшего школьного возраста формируется под воздействием обучения. В итоге у детей идет развитие памяти, усиливается словесно-логическое и смысловое запоминание. А завершение младшего школьного возраста знаменуется формированием навыков самостоятельного рассуждения, сопоставления, формулирования выводов, анализа и установления простых закономерностей.

Психология детей в младшем школьном возрасте обладает некоторыми особенностями:

  • импульсивностью;
  • желанием действовать быстро и незамедлительно, зачастую не подумав и не взвесив все обстоятельства;
  • выраженная возрастная слабость волевой регуляции поведения;
  • упрямство и капризность, представляющие собой своеобразную форму протеста против требований со стороны образовательного учреждения.

Недостаток семейного воспитания может существенно усугублять появившуюся проблематику. Дети в этом возрасте уже беспокоятся не только об успехах в школе, но и о взаимоотношениях с одноклассниками, товарищами, родителями и учителями. Моральное состояние детей оказывает воздействие на уровень их успеваемости, где похвале и мнению учителей отводится не последнее место. За период обучения, у детей должен сформироваться новый, качественно более «взрослый» вид отношений с одноклассниками и учителями.

Особености психологии детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте ведущий тип деятельности – учебная. В психологии детей появляется ряд новообразований, таких как развитие словесно-логического и рассуждающего мышления, увеличение объема внимания, повышение его устойчивости, развитие навыков переключения и распределения.

«Педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Учебной деятельности учеников начальной школы характерна активная реакция на непосредственные впечатления. Нельзя допускать, чтобы дети на занятии скучали, то есть необходимо часто менять характер упражнений, не затягивать паузы и держать внимание детей в напряжении. Но при этом дети 6-11 лет не могут удерживать внимание на одном деле более 20 минут, они мало заинтересованы в выяснении смысла информации, которая преподносится им учителем.

Еще одна особенность психологии детей младшего школьного возраста – произвольность памяти, она становится сознательно регулируемой и опосредованной.

Следующее новообразование – развитие произвольности поведения, планирование результатов действия и рефлексия. Школьники становятся самостоятельнее, у них формируется ряд моральных ценностей, которые они стремятся соблюдать.

Психология школьника этого времени существенно подвергается внешним воздействиям, они эмоциональны и подвержены перепадам настроения. Дети младшего школьного возраста переживают свою уникальность, осознавая себя в качестве личности, стремящейся к совершенству и лидерству. Школьники стремятся найти новые групповые формы активности, занятий, стараясь быть принадлежащими к одной из детских общностей.

Младшие школьники отличаются внушаемостью и податливостью, доверчивостью, восприимчивостью, склонностью подражать. Учитель – авторитет для них, поэтому ему нужно создавать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.

Преобладание наглядно-образного типа мышления в младшем школьном возрасте объясняет то, что они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младшего школьника должны быть учтены все психические особенности.

Учеба как ведущий тип деятельности выстраивает несколько требований к младшему школьнику: изменяет его режим дня, развивает умения и навыки, необходимые в успешном обучении детей.

Младшие школьники учатся правильному распределению своего времени, взаимодействию с коллективом, общению с большим количеством сверстников и преподавательским составом.

Дети начинают меньше двигаться, основные нагрузки – это умственная деятельность, но потребность в игровой деятельности по-прежнему сохраняется. Игра в начальной школе занимает не так много времени, как в период дошкольного детства, но все-таки играет немалую роль в психологическом развитии детей.

В итоге у детей идет развитие памяти, усиление словесно-логического и смыслового запоминания. Во многом деятельность детей связана с тем, что им нравится посещать школу – им нравится возможность пребывания в положении учащегося и непосредственный процесс обучения.

Так, младший школьный возраст – важный и ответственный этап в психологии развития детей. Полноценное проживание этого возраста с его позитивными приобретениями помогает в дальнейшем успешно развивать личность школьника, его субъектность и учебную деятельность.

В достижении ребенком социальной зрелости, которая является непременным условием успешности вхождения в учебную деятельность, заключается важнейшая роль периода дошкольного детства. Именно в связи с этим последний год дошкольной жизни – 6-7 лет – имеет особую значимость и ценность.

В младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное развитие мышления, памяти и познавательных процессов. На новый уровень выходят взаимоотношения внутри семьи, со сверстниками и учителем.

Педагог должен обладать знаниями психолого-педагогических особенностей младших школьников, умением выделять психические отклонения и навыками подбора методики индивидуальной работы, направленной на преодоление отклонений у таких детей.

Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot