Понятие и сущность педагогической антропологии
Педагогическая антропология – это специальная наука, занимающаяся исследованием человека как феномена, а также изучением его развития и влияния человечества на человека.
Выделением антропологии в самостоятельную науку поспособствовал тот факт, что с течением времени и развитием педагогики, было получено огромное количество информации о воспитании и развитии человека, особенностях его взросления, влиянии на человека общества, истории, науки и т.д. Все эти знания необходимо было систематизировать, чтобы выделить эффективные методы воспитания человека, чем в итоге и стала заниматься педагогическая антропология.
Со временем и внутри самой педагогической антропологии стали выделять и вычленять самостоятельные научные течения. На сегодняшний день существуют такие виды антропологии как философская, социальная, культурная и т.д. Каждая из них исследует развитие человека в каком-то определенном ключе (в рамках религии, культуры, философии и т.д.), и только лишь педагогическая антропология является универсальной, так как изучает человека с разных точек времени его взросления.
Педагогическая антропология занимается изучением не взрослого человека, а ребенка. В связи с чем, ее основная цель заключается в фиксации облика ребенка, его изменений под влиянием разнообразных внешних факторов (социокультурных, экологических, природных и т.д.) и описании типичной для данного возраста динамики изменения личности и облика детей. Помимо этого, она занимается определением и описанием антропометрических показателей развития и изменения ребенка от таких факторов как содержание воспитательной системы, режим конкретного образовательного учреждения и т.д.
Таким образом, педагогическая антропология дает необходимую информацию не только для человековедения, но и для всей педагогики в целом. Данная наука предоставляет знания, которые являются важными для понимания того, как происходит очеловечевание человека, его становление в обществе, а также о том как люди разного возраста влияют друг на друга.
Задачи педагогической антропологии
Основными задачами педагогической антпропологии являются:
- Поиск закономерных взаимосвязей между биологическим развитием человека, заложенным в нем природой и внешними факторами, влияющими на процесс его развития.
- Снабжение теории и практики воспитания необходимыми знаниями и ориентирами в области закономерностей становления и развития человека.
- Разработка эффективных и действенных методов развития и воспитания человека, на основании применения полученных в ходе исследования результатов.
- Предупреждение о возможных опасностях или сложностях в процессе развития человека, отрицательном влиянии на его развитие разнообразных внешних факторов и минимизация данного влияния.
- Разработка учения о разнообразных педагогических «болезнях», описание их признаков, причин, видов и особенностей течения.
- Для решения поставленных задач педагогическая антропология опирается на знания психиатрии, психологии и психоанализа. Помимо этого, используются знания специальных разделов психологии и психиатрии (нозология, дифектология и т.д.).
Предмет педагогической антропологии
Объектом педагогической антропологии являются отношения «человек—человек». Предметом педагогической антропологии является человек развивающийся.
Для того, чтобы понять предмет педагогической антропологии, прежде всего, необходимо понять, что же понимает данная наука под человеком и его природой. В педагогической антропологии «человек» - это основа всех исследований науки. Ей важно максимально раскрыть не просто понятие «человек», но и исследовать со всех сторон природу воспитания и развития ребенка под воздействием внешних факторов.
На сегодняшний день человек является предметом многих наук. Информация о человеке колоссальна, накоплено много знаний из разных областей и наук. Однако при всем при этом остается и множество вопросов, в плане человеческой природы и нет ответов, удовлетворяющих их в полной мере.
Человек многообразен, именно поэтому его изучением и исследованием занимается большое количество наук с разных точек зрений и аспектов. Все полученные в ходе исследования знания используются для разработки простых, но в тоже время действенных методов и способов развития с учетом особенностей каждого человека.
Исходя из исследования предмета педагогической антропологии, она приходит к следующим выводам:
- Изучение и исследование ребенка на разных этапах его развития и становления, показало, что человеку и ребенку присущи общие особенности (биосоциальность, духовность, креативность, целостность и т.д.). Следовательно, понятия «ребенок» и «человек», в рамках педагогической антропологии являются тождественными.
- Развитие и воспитание в ребенке физических и духовных ценностей в последующем оказывает влияние на его сознание, формирование жизненных приоритетов и принципов. То есть от развития тех или иных качеств личности ребенка во многом зависит то, каким он будет во взрослой жизни, его дальнейший жизненный путь и в целом будущее поколение всей страны.
- Каждый ребенок от рождения индивидуален, он обладает рядом определенных задатков, которые необходимо развивать в процессе жизнедеятельности. В ходе такого развития ребенок становится личностью.
- Воспитательно-образовательный процесс, в первую очередь, должен строиться на объективных законах человеческого развития. Воспитателю необходимо развивать не только чувственную сторону ребенка, но и физическую. При этом необходима их взаимосвязь друг с другом, то есть комплексное и всестороннее развитие.
Таким образом, предметом педагогической антропологии является ребенок, то есть развивающийся человек. Исходя из предмета, формируется цель и задачи науки, подбираются приемы и средства исследования. Полученные в ходе исследований результаты используются для выделения простых, но в тоже время действенных методов воспитания и развития ребенка (человека).