Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая антропология и ее предмет исследования

Понятие и сущность педагогической антропологии

Определение 1

Педагогическая антропология – это специальная наука, занимающаяся исследованием человека как феномена, а также изучением его развития и влияния человечества на человека.

Выделением антропологии в самостоятельную науку поспособствовал тот факт, что с течением времени и развитием педагогики, было получено огромное количество информации о воспитании и развитии человека, особенностях его взросления, влиянии на человека общества, истории, науки и т.д. Все эти знания необходимо было систематизировать, чтобы выделить эффективные методы воспитания человека, чем в итоге и стала заниматься педагогическая антропология.

Со временем и внутри самой педагогической антропологии стали выделять и вычленять самостоятельные научные течения. На сегодняшний день существуют такие виды антропологии как философская, социальная, культурная и т.д. Каждая из них исследует развитие человека в каком-то определенном ключе (в рамках религии, культуры, философии и т.д.), и только лишь педагогическая антропология является универсальной, так как изучает человека с разных точек времени его взросления.

Педагогическая антропология занимается изучением не взрослого человека, а ребенка. В связи с чем, ее основная цель заключается в фиксации облика ребенка, его изменений под влиянием разнообразных внешних факторов (социокультурных, экологических, природных и т.д.) и описании типичной для данного возраста динамики изменения личности и облика детей. Помимо этого, она занимается определением и описанием антропометрических показателей развития и изменения ребенка от таких факторов как содержание воспитательной системы, режим конкретного образовательного учреждения и т.д.

Замечание 1

Таким образом, педагогическая антропология дает необходимую информацию не только для человековедения, но и для всей педагогики в целом. Данная наука предоставляет знания, которые являются важными для понимания того, как происходит очеловечевание человека, его становление в обществе, а также о том как люди разного возраста влияют друг на друга.

«Педагогическая антропология и ее предмет исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Задачи педагогической антропологии

Основными задачами педагогической антпропологии являются:

  1. Поиск закономерных взаимосвязей между биологическим развитием человека, заложенным в нем природой и внешними факторами, влияющими на процесс его развития.
  2. Снабжение теории и практики воспитания необходимыми знаниями и ориентирами в области закономерностей становления и развития человека.
  3. Разработка эффективных и действенных методов развития и воспитания человека, на основании применения полученных в ходе исследования результатов.
  4. Предупреждение о возможных опасностях или сложностях в процессе развития человека, отрицательном влиянии на его развитие разнообразных внешних факторов и минимизация данного влияния.
  5. Разработка учения о разнообразных педагогических «болезнях», описание их признаков, причин, видов и особенностей течения.
  6. Для решения поставленных задач педагогическая антропология опирается на знания психиатрии, психологии и психоанализа. Помимо этого, используются знания специальных разделов психологии и психиатрии (нозология, дифектология и т.д.).

Предмет педагогической антропологии

Замечание 2

Объектом педагогической антропологии являются отношения «человек—человек». Предметом педагогической антропологии является человек развивающийся.

Для того, чтобы понять предмет педагогической антропологии, прежде всего, необходимо понять, что же понимает данная наука под человеком и его природой. В педагогической антропологии «человек» - это основа всех исследований науки. Ей важно максимально раскрыть не просто понятие «человек», но и исследовать со всех сторон природу воспитания и развития ребенка под воздействием внешних факторов.

На сегодняшний день человек является предметом многих наук. Информация о человеке колоссальна, накоплено много знаний из разных областей и наук. Однако при всем при этом остается и множество вопросов, в плане человеческой природы и нет ответов, удовлетворяющих их в полной мере.

Человек многообразен, именно поэтому его изучением и исследованием занимается большое количество наук с разных точек зрений и аспектов. Все полученные в ходе исследования знания используются для разработки простых, но в тоже время действенных методов и способов развития с учетом особенностей каждого человека.

Исходя из исследования предмета педагогической антропологии, она приходит к следующим выводам:

  1. Изучение и исследование ребенка на разных этапах его развития и становления, показало, что человеку и ребенку присущи общие особенности (биосоциальность, духовность, креативность, целостность и т.д.). Следовательно, понятия «ребенок» и «человек», в рамках педагогической антропологии являются тождественными.
  2. Развитие и воспитание в ребенке физических и духовных ценностей в последующем оказывает влияние на его сознание, формирование жизненных приоритетов и принципов. То есть от развития тех или иных качеств личности ребенка во многом зависит то, каким он будет во взрослой жизни, его дальнейший жизненный путь и в целом будущее поколение всей страны.
  3. Каждый ребенок от рождения индивидуален, он обладает рядом определенных задатков, которые необходимо развивать в процессе жизнедеятельности. В ходе такого развития ребенок становится личностью.
  4. Воспитательно-образовательный процесс, в первую очередь, должен строиться на объективных законах человеческого развития. Воспитателю необходимо развивать не только чувственную сторону ребенка, но и физическую. При этом необходима их взаимосвязь друг с другом, то есть комплексное и всестороннее развитие.
Замечание 3

Таким образом, предметом педагогической антропологии является ребенок, то есть развивающийся человек. Исходя из предмета, формируется цель и задачи науки, подбираются приемы и средства исследования. Полученные в ходе исследований результаты используются для выделения простых, но в тоже время действенных методов воспитания и развития ребенка (человека).

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot