Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников
Патриотическое воспитание – это деятельность по формированию патриотических качеств личности и выработке гражданской позиции.
Данная деятельность носит целенаправленный и специально организованный характер. Она ориентирована на воспитание полноценных граждан общества, усвоения ими гражданских ценностей и норм поведения.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования патриотических чувств и качеств ребенка. Он связан с искренностью детей и их желанием освоить основы устройства мира и познать его законы. Нравственные ориентиры деятельности начинают постепенно вырабатываться и приобретать осознанный характер. Это обуславливает следующие особенности воспитания патриотизма детей данной возрастной категории:
- Фундаментом развития патриотических выступает любовь к матери и близким людям. Они связаны с привязанностями ребенка к родным людям, местам проживания, разным видам деятельности. Это создает почву для развитию любви к Родине, родному краю, уважения к близким, своему народу и его традициям;
- Долговременный характер переживаний, испытываемых в детстве. Чувства и эмоции, испытываемые в дошкольном возрасте, надолго сохраняются в памяти ребенка и мотивируют его к деятельности. Поэтому, необходимо формировать привязанность к родным местам, уважение к родному краю, чтобы сохранить их в сознании на долгие годы;
- Приобщение дошкольников к культуре, ее истории и ценностям способствует развитию патриотических чувств;
- Связь патриотического воспитания с формирование духовных основ личности. Требуется воспитывать у детей уважение к труду, развивать их творческий потенциал, приобщать к национальным ценностям и традициям. Все эти компоненты неразрывно связаны и оказывают решающее воздействие на патриотическое становление старшего дошкольника;
- Воспитание экологических качеств личности. Формирование уважительного отношения к природе, ее объектам и процессам, необходимость их защиты являются основой становления патриотических качеств личности;
- Установление системы взаимодействия с семьями воспитанников. Патриотическое развитие должно происходить в связи с формированием семейных ценностей;
- Демонстрация личного примера родителями и педагогами. Старший дошкольник наблюдает за поведением взрослых и перенимает его основы. Потому, важно, проявлять патриотические качества на глазах у ребенка, демонстрируя ему важность уважительного отношения к Родине, народу и его ценностям, проявление любви к родному краю и его обитателям и т.д.
Условия организации патриотического воспитания старших дошкольников
Патриотическое воспитание является важным аспектом работы дошкольной образовательной организации. Оно реализуется на всех этапах дошкольного обучения, но в старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание патриотическому развитию детей.
Условиями организации патриотического воспитания дошкольников выступают:
- Создание эвристической обстановки в ДОУ. Она должна стимулировать развитие эмоциональной сферы ребенка, заставлять его испытывать яркие эмоции, позитивно мыслить, активизировать творческое развитие дошкольника, проявление им инициативы и самостоятельности.
- Установление с дошкольника доверительных отношений. Педагогу необходимо создать атмосферу взаимного доверия в коллективе и систему взаимодействия с родителями воспитанников для реализации единой направленности патриотического развития дошкольника.
- Наличие у педагога знаний и навыков в области основ и методик патриотического воспитания и развития детей. Требуется совершенствование своего профессионального мастерства, освоение новых технологий и методов воспитательной работы.
- Знакомство детей с историей своей страны. История вызывает определенные чувства и эмоции у детей. Они способствуют более лучшему усвоению информации, заставляют испытывать яркие переживания, сохраняющиеся в памяти и повышающие стремление к познанию своей Родине и развивающие уважение к ней.
- Привлечение детей к участию в народных праздниках. Празднование, выполнение ритуалов и обрядов приобщает детей к народной культуре, формирует чувство причастности к своей стране и ее национальным особенностям.
- Включение патриотического компонента в разные виды деятельности дошкольников. Патриотизм должен формироваться в трудовой, игровой, учебной и иной деятельности. Он должен формироваться в связи и зависимости с иными качествами личности ребенка.
Программа патриотического воспитания старших дошкольников
Патриотическое воспитание старших дошкольников реализуется по специально разработанной программе, основанной на учете требований ФГОС ДО к данному направлению воспитательной работы дошкольной образовательной организации.
Программа патриотического воспитания включает в себя разные направления деятельности и мероприятия патриотической направленности. Мероприятия связаны со спецификой конкретного региона и традициями работы ДОУ.
Программа патриотического воспитания старших дошкольников включает в себя следующие направления деятельности:
- Знакомство дошкольников с государственной символикой.
- Создание проектов к праздникам: день победы, 23 февраля, день России.
- Проведение праздничных концертов с театральными постановками ко Дню победы, 23 февраля и др.
- Организация посещения дошкольниками памятных мест.
- Организация встреч с ветеранами ВОВ.
- Проведение конкурсов стихов на тему «Родины», войны.
- Организация встреч детей с ветеранами ВОВ.
- Проведение тематических занятий о войне, истории, Родине, ее героях и подвигах.
- Ознакомление с историей и природой родного края.
- Организация игровой деятельности тематической направленности: «Родина», «победа», «труженики тыла» и т.д.
Работа по формированию патриотических качеств личности старшего дошкольника носит систематический характер. Она ориентирована на воспитание патриотов, уважающих свою страну и ее законы, выработку гражданской позиции каждым ребенком и уважительного отношения к своей стране, ее устройству, законам и особенностям.