Сущность понятия «воспитание»
Воспитание – это процесс социального взаимодействия педагога с воспитанниками, ориентированный на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Воспитание – процесс многофакторный, так как на формирование личности влияют семья, образовательные учреждения, среда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономические условия жизни и пр. Также воспитание – долговременный и непрерывный процесс, результаты которого являются отсроченными и неоднозначными, зависящими от сочетания факторов, оказывающих воздействие на конкретных детей.
В целом дополнительное образование детей не может рассматриваться в качестве процесса, восполняющего пробелы воспитания внутри семьи и образовательных учреждений разных видов и уровней. Воспитательный процесс в системе дополнительного образования осуществляется по двум основным направлениям:
- основы профессионального воспитания;
- основы социального воспитания.
Воспитывающая деятельность учреждения детского дополнительного образования обладает двумя важными составляющими – индивидуальной работой с каждым учеников и формированием детского коллектива.
Индивидуальная воспитательная работа в учреждении дополнительного образования
Персональное взаимодействие педагога с каждым учеником – обязательное условие успешности образовательного процесса, так как ребенок приходит на занятия, в первую очередь, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимыми для него взрослыми.
Также педагог должен следить за организационными аспектами: насколько регулярно ребенок посещает занятия (если пропущено 2-3 занятия подряд, имеет смысл позвонить родителям), насколько активно ребенок проявляет себя на занятиях, развлекательных мероприятиях, какие отношения у него с другими учениками. Эти аспекты влияют на успешность всей образовательной деятельности, поэтому нельзя их не отслеживать.
Таким образом, в ходе индивидуальной работы с каждым учеником, педагогом реализуются и анализируются результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Методика работы с детским коллективом
Чтобы сформировать полноценный детский коллектив, способный к самостоятельному развитию и влиянию на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей, необходимо соблюдение следующих объективных условий:
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется добровольно ребенком;
- содержание и формы работы коллектива детей могут варьироваться.
Именно сфера дополнительного образования объективно содержит потенциальную основу для работы в направлении формирования коллектива, то есть все участники детского коллектива дополнительного образования занимаются общей интересной для них деятельностью.
Названные объективные условия можно рассматривать только в качестве предпосылок к созданию детского коллектива. Решающий же фактор представлен субъективным желанием педагога осуществлять эту работу, основанную на осознании ее необходимости в полноценном формировании детской личности.
Влияние на формирование и развитие детского коллектива в объединениях дополнительного образования может осуществляться посредством:
- создания доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок может чувствовать себя значимым и необходимым;
- создания ситуации успеха для каждого члена детского объединения, чтобы научить детей самоутверждению в среде сверстников социально адекватным способом;
- использования разных форм массовой воспитательной работы, в которой у каждого воспитанника есть возможность приобретения социального опыта, примеряя на себя разные социальные роли;
- создания в творческом объединении органов детского самоуправления, способных оказывать реальное воздействие на содержание его деятельности.
Начинать работу по формированию детского коллектива необходимо уже с первых занятий, когда дети, записавшиеся в тот или иной кружок дополнительного образования, еще мало знакомы между собой. И именно организация знакомства может превратиться в основу для формирования взаимоотношений внутри детского коллектива. Чтобы это реально произошло, мало просто переклички детей, необходима небольшая игра-знакомство, во время которой каждый из присутствующих, в том числе и педагог, расскажут немного о себе.
Также с первого же занятия необходимо приступить к разработке совместно с детьми правил поведения и взаимодействия внутри детского объединения. Эти правила, придуманные и изложенные самими детьми, обязательно будут ими соблюдаться без дополнительного напоминания со стороны педагогов.
Дополнением к названным действиям выступает договоренность членов детского объединения и педагогов о системе передачи информации, что будет формировать у всех ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.
Подкрепление первоначальных действий по работе с детскими коллективами осуществляется традиционным ритуалом – приемом в члены детского объединения, в котором каждому новичку вручают членский билет, значок с эмблемой детского объединения, знакомят с его летописью организации и самыми успешными воспитанниками.
Продолжая начатую работу по формированию детского коллектива, необходимо выбрать лидера. Изначально им может быть староста учебной группы, который поможет педагогу в решении организационных вопросов – проверить присутствующих на занятии, выяснить причину отсутствия, передать информацию.