Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности воспитания одаренных детей

Проблемы определения детской одаренности

Определение 1

Одаренность – это системное, развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможность достичь человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проще говоря, одаренность – это существенное по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей.

Сегодня проблема детской одаренность актуальна, но неоднозначна. Сложность определить детскую одаренность заключается в том, что при раннем взрослении детское развитие может протекать неравномерно и скачкообразно.

Одаренный ребенок выделяется на фоне сверстников яркими, очевидными, порой выдающимися достижениями в определенном типе деятельности.

Для родителей одаренных детей важно вовремя заметить наиболее яркие особенности их индивидуальных проявлений и поддержать их ненавязчиво, но направленно. Для этого необходимо знать, какие виды одаренности выделяют при изучении данного феномена.

Творческая одаренность подразумевает высокие способности и достижения в области искусства, музыки и других видов деятельности, связанных с реализацией себя в творчестве, но такие дети не так успешно справляются с обучением в школе. Это связано с недостатком времени на общеобразовательное обучение, так как вся энергия направлена на понравившееся занятие.

Общая одаренность объединяет детей, способных успешно развивать сразу несколько областей деятельности.

Академическая одаренность – более избирательная и становится заметна только в области отдельных школьных достижений. В таком случае успехи у ребенка отмечаются по какому-то одному школьному предмету, а по остальным добиться хороших результатов не получается. Такая неравномерная успеваемость вызывает проблемы в школе, а позже и в семье. Часто в такой ситуации родители и учителя могут не признавать факт одаренности, и вместо поддержки проявляющихся способностей, хотят силой обеспечить равномерную успеваемость, что создает напряжение вокруг процесса обучения, которое может еще сильнее подрывать успеваемость.

«Особенности воспитания одаренных детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Какой-то ребенок может проявлять успешность в достаточно широком спектре предметов, так как возможности его психики довольно пластичны на разных этапах возрастного развития. Это в свою очередь создает условия для формирования разных видов одаренности.

Часто одаренность может проявляться в успешности деятельности, носящей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техническим конструированием может с энтузиазмом дома строить свои модели, но при этом не будет проявлять подобной активности ни в школьной, ни в специально организованной внеурочной деятельности.

Иными словами, судить об одаренности ребенка можно не только по его школьным или внешкольным делам, а еще по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причина, задерживающая становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются некоторые трудности развития ребенка, например, заикание.

Наиболее крупными направлениями работы с одаренными детьми в ХХ веке были исследования, ограниченные вопросами психологии интеллекта и креативности, к ним относятся:

  • психофизиологическое направление, предполагающее изучение корреляционных зависимостей успешности решения интеллектуальных задач и показателей функционирования отдельных структур ЦНС;
  • психогенетическое направление, предполагающее изучение генотипических и средовых детерминант интеллектуального развития, креативности и когнитивных функций, данное направление берет свое начало в работах Ф. Гальтона и активно разрабатывается в наше время;
  • тестологическое направление. Психометрии интеллекта и когнитивных функций в психологии отведена особая роль, сторонники этого направления до последнего времени занимаются разработкой данной линии относительно изолированно;
  • общепсихологическое направление, в основном ориентированное на изучение мышления и когнитивных функций, которые рассматриваются в качестве фундамента одаренности, родоначальники данного направления – представители гештальт-психологии;
  • социально-психологическое направление – акцентирует внимание на проблеме корреляции интеллектуальных способностей и уровня аффективного развития, с социальным статусом человека.

Методы воспитания одаренных детей

Способность быть субъектом собственной жизнедеятельности приходит к ребенку при включении его в разные типы деятельности. Она начинает формироваться в раннем возрасте и транслируется на всю дальнейшую жизнь человека, предоставляя возможность быть самим собой и определять течение своей жизни. Однако сначала родители, а затем воспитатели и учителя принимают все решения за ребенка, поэтому не следует ждать, что достигнут определенного возраста, ребенок начнет принимать самостоятельные решения.

Для решения данной проблемы, системе образования необходимо:

  • помочь каждому ребенку найти себя;
  • обеспечить признание самоценности личности и развитие ее сущностных сил.

Одаренных детей отличает требовательность к себе, часто они ставят перед собой практически невыполнимые на данный момент задачи, что вызывает эмоциональное расстройство и дестабилизацию поведения. Такого рода цели часто недостаточно терпимо относятся к детям, которые стоят ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких детей оказывают влияние на их социальный статус, когда они попадают в позицию неодобряемых. В связи с этим необходимо стремиться к изменениям такой позиции, и в первую очередь, это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Дата последнего обновления статьи: 22.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot