Проблемы определения детской одаренности
Одаренность – это системное, развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможность достичь человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Проще говоря, одаренность – это существенное по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей.
Сегодня проблема детской одаренность актуальна, но неоднозначна. Сложность определить детскую одаренность заключается в том, что при раннем взрослении детское развитие может протекать неравномерно и скачкообразно.
Одаренный ребенок выделяется на фоне сверстников яркими, очевидными, порой выдающимися достижениями в определенном типе деятельности.
Для родителей одаренных детей важно вовремя заметить наиболее яркие особенности их индивидуальных проявлений и поддержать их ненавязчиво, но направленно. Для этого необходимо знать, какие виды одаренности выделяют при изучении данного феномена.
Творческая одаренность подразумевает высокие способности и достижения в области искусства, музыки и других видов деятельности, связанных с реализацией себя в творчестве, но такие дети не так успешно справляются с обучением в школе. Это связано с недостатком времени на общеобразовательное обучение, так как вся энергия направлена на понравившееся занятие.
Общая одаренность объединяет детей, способных успешно развивать сразу несколько областей деятельности.
Академическая одаренность – более избирательная и становится заметна только в области отдельных школьных достижений. В таком случае успехи у ребенка отмечаются по какому-то одному школьному предмету, а по остальным добиться хороших результатов не получается. Такая неравномерная успеваемость вызывает проблемы в школе, а позже и в семье. Часто в такой ситуации родители и учителя могут не признавать факт одаренности, и вместо поддержки проявляющихся способностей, хотят силой обеспечить равномерную успеваемость, что создает напряжение вокруг процесса обучения, которое может еще сильнее подрывать успеваемость.
Какой-то ребенок может проявлять успешность в достаточно широком спектре предметов, так как возможности его психики довольно пластичны на разных этапах возрастного развития. Это в свою очередь создает условия для формирования разных видов одаренности.
Часто одаренность может проявляться в успешности деятельности, носящей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техническим конструированием может с энтузиазмом дома строить свои модели, но при этом не будет проявлять подобной активности ни в школьной, ни в специально организованной внеурочной деятельности.
Иными словами, судить об одаренности ребенка можно не только по его школьным или внешкольным делам, а еще по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причина, задерживающая становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются некоторые трудности развития ребенка, например, заикание.
Наиболее крупными направлениями работы с одаренными детьми в ХХ веке были исследования, ограниченные вопросами психологии интеллекта и креативности, к ним относятся:
- психофизиологическое направление, предполагающее изучение корреляционных зависимостей успешности решения интеллектуальных задач и показателей функционирования отдельных структур ЦНС;
- психогенетическое направление, предполагающее изучение генотипических и средовых детерминант интеллектуального развития, креативности и когнитивных функций, данное направление берет свое начало в работах Ф. Гальтона и активно разрабатывается в наше время;
- тестологическое направление. Психометрии интеллекта и когнитивных функций в психологии отведена особая роль, сторонники этого направления до последнего времени занимаются разработкой данной линии относительно изолированно;
- общепсихологическое направление, в основном ориентированное на изучение мышления и когнитивных функций, которые рассматриваются в качестве фундамента одаренности, родоначальники данного направления – представители гештальт-психологии;
- социально-психологическое направление – акцентирует внимание на проблеме корреляции интеллектуальных способностей и уровня аффективного развития, с социальным статусом человека.
Методы воспитания одаренных детей
Способность быть субъектом собственной жизнедеятельности приходит к ребенку при включении его в разные типы деятельности. Она начинает формироваться в раннем возрасте и транслируется на всю дальнейшую жизнь человека, предоставляя возможность быть самим собой и определять течение своей жизни. Однако сначала родители, а затем воспитатели и учителя принимают все решения за ребенка, поэтому не следует ждать, что достигнут определенного возраста, ребенок начнет принимать самостоятельные решения.
Для решения данной проблемы, системе образования необходимо:
- помочь каждому ребенку найти себя;
- обеспечить признание самоценности личности и развитие ее сущностных сил.
Одаренных детей отличает требовательность к себе, часто они ставят перед собой практически невыполнимые на данный момент задачи, что вызывает эмоциональное расстройство и дестабилизацию поведения. Такого рода цели часто недостаточно терпимо относятся к детям, которые стоят ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких детей оказывают влияние на их социальный статус, когда они попадают в позицию неодобряемых. В связи с этим необходимо стремиться к изменениям такой позиции, и в первую очередь, это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.