Особенности развития ребенка раннего возраста
Раннее детство – это особый период становления и развития ребенка в возрасте от 1-го года и до 3-х лет, во время которого происходит интенсивное развитие всех его органов и систем организма, а также функций головного мозга.
Одной из основных особенностей развития ребенка раннего возраста является интенсивное развитие функций головного мозга, что представляет собой фундамент для последующей успешной жизнедеятельности ребенка, его обучения и воспитания. Развитие функций головного мозга у детей раннего возраста происходит не только в соответствии с наследственными факторами, но и под воздействием окружающей среды на организм ребенка. Именно поэтому очень важно в данный период заложить основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Комплекс особенностей развития детей раннего возраста:
- Быстрый темп развития организма – ни в один период детства не отмечается такое быстрое увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем.
- Наличие особенной взаимозависимости и взаимосвязи между состоянием здоровья и развитием ребенка. От состояния здоровья зависит успешность нервно-психического и физического развития ребенка раннего возраста.
- Высокий уровень ориентированности на реакции окружающих. В том случае, если ребенок ограничен в общении и связях с другими людьми, то его развитие замедляется, так как он не имеет возможности получать и перерабатывать информацию. Именно поэтому крайне важно создавать необходимые условия для полноценного и своевременного развития, обогащая жизнь разнообразными впечатлениями.
- Обязательное наличие эмоций, которые ребенок переживает в разные режимные моменты, тем самым обогащая свои впечатления и формируя положительные социальные связи с окружающими людьми.
- Ведущую роль в жизни ребенка раннего возраста занимает взрослый, который не только обеспечивает условия для его комфортного проживания, но и условия для успешного развития.
Основные направления воспитания детей раннего возраста
В соответствии с особенностями развития детей раннего возраста, принято выделять основные направления воспитания. К ведущим направлениям воспитания относятся умственное, физическое, эстетическое и нравственное, каждое из которых имеет свои задачи.
Физическое воспитание – это целенаправленный организованный процесс по формированию у детей навыков сохранения и укрепления своего здоровья, посредством использования разнообразных методов, средств и приемов.
Основные задачи физического воспитания детей раннего возраста:
- охрана здоровья и двигательной деятельности (активности) детей;
- осуществление полноценного физического развития;
- формирование культурно-гигиенических навыков.
Умственное воспитание – это планомерное и целенаправленное управление развитием познавательных способностей и разума ребенка, посредством возбуждения у него интеллектуальной деятельности и интереса, вооружения знаниями, а также методами и средствами их самостоятельного приобретения.
Задачи умственного воспитания детей раннего возраста:
- овладение действий с предметами;
- развитие речи, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, памяти, внимания и т.д.
- формирование представлений об окружающем мире;
- формирование основных умственных способностей (сравнение, анализ, обобщение и т.п.);
- формирование познавательной активности и потребностей (потребность в получении информации, новых знаний, самостоятельном познании мира и т.п.).
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у детей нравственных чувств и высокого знания, а также выработка норм и правил поведения.
Задачи нравственного воспитания детей раннего возраста:
- формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающими;
- воспитание положительных черт личности (отзывчивость, находчивость, доброта, дружелюбие, инициативность и т.д.);
- воспитание дружеских взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- формирование положительных привычек (здороваться при встрече, убирать за собой игрушки и со стола, благодарить и т.д.);
- формирование элементарных трудовых умений и навыков, воспитание уважительного отношения к труду.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у детей умения видеть и ценить прекрасное в окружающем.
Основные задачи эстетического воспитания детей раннего возраста:
- воспитание понимания прекрасного, стремление окружать себя красивыми предметами и вещами;
- умение видеть прекрасное, созданное природой и руками человека;
- формирование умений по созданию прекрасного собственными руками;
- гармоничное и полноценное развитие личности ребенка.
Характеристика средств воспитания детей раннего возраста
Средства нравственного воспитания детей раннего возраста:
- Собственный пример взрослого.
- Одобрение хороших поступков ребенка и осуждение неправильного поведения, противоречащего общепризнанным нормам и правилам.
- Создание специальных ситуаций, чтение художественной литературы, просмотр картин и иллюстраций.
Основные средства эстетического воспитания детей раннего возраста:
- Ознакомление с природой и природными явлениями, сменами времен года.
- Ознакомление с произведениями искусства, музыкой.
- Занятия по музыке, пению, рисованию, лепке и т.д.
- Совместное прочтение книг и стихотворений, заучивание стишков.
- Использование средств народного фольклора (потешки, песенки, прибаутки и т.д.).
Средства физического воспитания детей раннего возраста:
- Обеспечение необходимых условий для самостоятельного осуществления личной гигиены.
- Использование закаливающих процедур (воздух, вода, солнце и т.п.).
- Установление режима дня ребенка, в соответствии с его морфофункциональными особенностями. Соблюдение режима.
- Правильная организация питания ребенка.
- Обеспечение двигательной активности.
Средства умственного воспитания детей раннего возраста:
- Эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время собственной деятельности ребенка.
- Специальное обучение, которое осуществляет воспитатель на занятиях.
- Самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.
Основные виды деятельности ребенка в раннем возрасте – общение со взрослыми, а также освоение действий с предметами. Для своевременного их развития необходимо создавать оптимальные условия.