Умственное воспитание – это составной компонент воспитательной работы, ориентированный на развитие интеллектуальных способностей детей и их умственных сил, а также активизацию познавательных интересов.
Умственное воспитание имеет важное развивающее значение. Оно дает воспитанникам систему знаний, закладываемых в основу научного познания. Эти знания активизируют логическое мышление, включают в работу внимание, память, воображение и все мыслительные процессы.
Умственное воспитание включает в свой состав умственное развитие ребенка.
Умственное развитие – это формирование основ интеллектуальной деятельности и познавательных процессов разного рода и направленности.
Умственное воспитание ребенка при наличии у него разного рода отклонений в развитии имеет определенные особенности. Естественно, что воспитание детей с нарушениями слуха имеет свою специфику. Она обуславливается особенностями мышления детей с нарушениями слуха.
Специфика формирования мыслительных процессов у детей с нарушениями слуха
В развитии мыслительных процессов ребенка с нарушениями слуха прослеживается большое количество специфических черт. Они преобладают над особенностями развития познавательной деятельности ребенка со слуховым дефектом в целом и иных познавательных процессов в частности.
Специфическими чертами развития мыслительных процессов ребенка со слуховыми отклонениями являются:
Сложности овладения речью. Часто, слуховые нарушения влекут за собой проблемы с речевым развитием, а речь лежит в основе становления мыслительных процессов;
Отставание в формировании наглядно-действенного мышления. У детей с нарушениями слуха проявляется отставание от установления связей между объектами и действиями с ними, которые бывают вызваны проблемами с речью и иными нарушениями психических процессов организма;
Необходимость больших временных затрат и многократных повторений для освоения навыков решения простейших задач т.е. выполнения элементарных мыслительных операций;
Сложности перехода от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению. Наглядно-образное мышление у детей с нарушениями слуха оказывается более развитым, чем у хорошо слышащих детей, и, переход к наглядно-действенному мышлению вызывает у них серьезные проблемы. Поэтому, развитие логики и иных мыслительных операций происходит в более поздние сроки, чем у нормальных детей;
Сложности в освоение навыков обобщения. Дети с нарушениями слуха неспособны к полноценному усвоению названий операций действия, а иногда не могут его охарактеризовать, давая только описание самого предмета без его действия;
Недетализированный анализ, приводящий к непоследовательному и бессистемному синтезу;
Сложности в нахождении сходств и различий объектов;
Сложности с освоением абстрактных понятий. Абстракция формируется в игровом процессе, когда реальные объекты замещаются абстрактными понятиями. Дети с нарушениями слуха испытывают сложности с применением заместителей. Они не могут переключиться от реальности и использовать объекты в воображаемой ситуации.
Рисунок 1. Особенности развития ребенка с нарушениями слуха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все эти особенности приводят к более позднему развитию словесно-логического, понятийного, абстрактного мышления, его обратимости.
Условия формирования словесно-логического мышления у детей с нарушениями слуха
При наличии у ребенка различных слуховых дефектов формирование словесно-логического мышления имеет свои особенности. Они связаны с выполнением ряда условий в воспитательной и образовательной работе с детьми. К ним относятся:
- Развитие речи в качестве средства активизации мыслительной деятельности. Важно, делать упор на формирование речи ребенка, причем ее своевременное и полноценное развитие. Речь служит активизатором мыслительной деятельности.
- Развитие навыков обратного мышления. Ребенок должен понимать относительность понятий и ситуаций. Эти навыки служат предпосылками формирования логики.
- Формирование навыков анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Чтобы умственное развитие было своевременным и полноценным, требуется более раннее формирование аналитических навыков и установления абстрактных связей.
- Овладение принципами группировки логических понятий, формирование основ установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира и навыков формулирования умозаключений дедуктивного и индуктивного характера.
Содержание умственного воспитания и развития ребенка с нарушениями слуха
Умственное воспитание детей с нарушениями слуха начинается с развития у них ощущений и навыков восприятия. Эта деятельность реализуется с учетом недоразвитости речи таких детей и особенностей развития этих навыков, обусловленных спецификой функционирования психических процессов и работы ЦНС, вызвавших слуховой дефект. Развитие навыков восприятия реализуется посредством опоры на зрительные органы и иные органы чувств, которые работают более активно у ребенка со слуховым дефектом. Актуально использование вибрационных ощущений. Они близки к слуховому восприятию и помогают постичь свойства объектов окружающего мира, сформировать о них определенные представления. Для этих целей используются разнообразные дидактические игры. Как правило, они основываются на выполнении детьми действий по образцу или инструкции, а также подражании действиям взрослого.
Умственное воспитание ребенка с нарушениями речи требует его обязательное привлечение к различной деятельности. Естественно, ребенок включается в учебную деятельность, ориентированную на получение определенных знаний и навыков и реализацию своего умственного потенциала, привлекается к выполнению различных трудовых операций, которые развивают внимание, воображение и память, участвуют в игровом процессе, который оказывает воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Внимание и память развиваются в игровом процессе. Детям даются игры, требующие поиска каких-то объектов, запоминания и перечисления предметов.
Наглядно-действенное мышление развивается при обучение детей навыкам совершения операций с объектами окружающего мира. Сюда входит формирование навыков самообслуживания, конструирование и игры на сбор и разбор предметов (пирамидка, кубики).