“Словарная работа” - это деятельность в области педагогики, имеющая своей целью обеспечение эффективного освоения словарного состава языка.
“Сенсорная сфера” - это часть нервной системы, которая отвечает за восприятие и работу органов чувств.
Общие сведения о нарушениях в сенсорной сфере
В России значительное внимание отводится проблемам сенсорного развития детей, так как именно данная область ответственна за адекватное восприятие ими окружающих предметов, за способность к выделению основных признаков и свойств.
Детям, у которых есть нарушения в сенсорной сфере, необходимо, также как и всем другим детям, давать образование, а также, помимо этого, проводить соответствующую коррекционную работу с ними. Без этого невозможна их успешная социализация, эффективная самореализация в разных областях социальной и профессиональной деятельности, а также интеграция в общество.
Существуют следующие группы нарушений в сенсорной сфере:
- нарушения зрения;
- нарушения слуха;
- нарушения интеллекта;
- нарушения опорно-двигательного аппарата.
У тех детей, у которых есть нарушения в сенсорной сфере, происходит некий сбой при обработке данных, получаемых от рецепторов. Симптоматика прослеживается при наблюдении за поведением, тактильными ощущениями, моторном и познавательном развитии.
Такие дети внешне могут казаться капризными и истеричными, тогда как реальная причина кроется в нарушениях сенсорной сферы.
Принципы словарной работы с детьми, имеющими нарушения в сенсорной сфере
Словарная работа с указанной категорией детей включает в себя несколько составляющих.
Обогащение словаря. В данном случае речь идет об усвоении детьми слов, которые являются для них новыми, которых раньше они не знали, а также других интерпретаций (значений) уже знакомых слов.
Эффективно применение способов для толкования различных слов: постановка синонимов, наглядный способ, описание, определение, анализ структуры слов, подборка антонимов и др.
Также важно как можно больше анализировать, чтобы улучшить восприятие слов и хорошо их запомнить, все новые слова необходимо проводить в сознание детей большое количество раз и в различных значениях.
Уточнение словаря. Здесь можно говорить об углублении в сознании ребенку уже известных ему слов, о выяснении оттенков слов, различиях синонимов между собой, подборе к словам актонимов и т.п.
Активизация словаря. Это направление отвечает за то, чтобы в речи каждого ученика появилось как можно больше новых слов. Иными словами, его задача состоит во введении в предложения слов, в усвоении сочетаемости между словами, в развитии способности употреблять слова уместно и в разных контекстах.
Именно данное направление является достаточно важным, что ставит задачу перед логопедом - оказать помощь детям в овладении областью применения слов и научиться их сочетать, чтобы сформировать в итоге работающий словарный запас.
Исправление и устранение слов. В данном случае идет речь о словах, которые произносятся детьми неправильно.
Примеры упражнений словарной работы с детьми, имеющими нарушения в сенсорной сфере
В педагогике предусмотрен ряд упражнений, которые дают положительный результат в ходе словарной работы с детьми.
Уточнение, систематизация и расширение словаря:
- подобрать к слову синоним;
- подобрать к слову антоним;
- объяснить значение того или иного слова;
- найти синонимы или антонимы в тексте;
- расширить обобщающее понятие, его объем (”Огурец - это овощ. А какие овощи вы еще знаете? Бежать - это быстро двигаться. А какие еще слова, означающие передвижение, вы знаете?”);
- подобрать к существительному определение (”Каким может быть настроение? - хорошим, плохим, грустным и др.”);
- соотнести слово с обобщающим определением (”Яблоко - фрукт, помидор - овощ и др.”);
- подобрать к названию, например, животного название места, где он живет;
- придумать к существительному несколько слов-глаголов (”Что делает дождь: - идет, льет, моросит, шумит и др.”);
- подобрать подходящее по смыслу слово к двум отдельным словам (” Ручей, мальчик - бежит; Дождь, ветер - шумит”);
- найти для слова родственные слова (”Снег - снеговик, снежный”);
- охарактеризовать живое существо или предмет.
Формирование словоизменения:
- вставить пропущенные слова в предложение;
- составить предложения, используя опорные слова, которые даны вразброс (при этом предлагаемые слова ставятся в начальную форму);
- при помощи предоставленной картинки дополнить предложение (работа с предложенным незаконченным предложением с пропущенным словом, вместо которого стоит картинка; ребенку необходимо сделать предложение законченным, поставив вместо картинки слово в нужной форме);
- определить правильность предложения (из данных детям правильных и неправильных предложений им необходимо выбрать, какое предложение принадлежит к правильным, к примеру, “У Кати три цветных ручки. - У Кати три цветных ручек.”);
- сыграть в “лото” (на представленных картинках изображены разные цифры, например, 2, 4, 6, логопед произносит вслух цифру, а дети отыскивают ее на картинках и вслух говорят число предметов - 2 ручки, 4 ручки, 6 ручек);
- ответить на вопросы, которые требуют поставить слово в соответствующем падеже;
- употребить разные конструкции падежей в предложениях в ходе выполнения действий (положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал и т.д.);
- выполнить действия, которые требуют понимания разных предоставленных конструкций (положи ручку на стол, под стол и др.);
- составить предложения с падежными конструкциями по картинкам, которые подобраны специально (ложка в чашке, на чашке, под чашкой);
- назвать цвет разных предметов (синяя машина, синий лак, синее платье и др.);
- ответить на вопросы по картинкам.
Дидактические упражнения и игры, направленные на обогащение словарного запаса.
Обозначенные упражнения с большим успехом используются логопедами-дефектологами на занятиях с детьми, имеющими нарушения в сенсорной сфере. Данные игры и упражнения дают детям возможность проработать лексический материал, тренировать в высказываниях, а также активизировать и обогащать свой словарный запас.