Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности словарной работы с детьми, которые имеют нарушения в сенсорной сфере

Определение 1

“Словарная работа” - это деятельность в области педагогики, имеющая своей целью обеспечение эффективного освоения словарного состава языка.

Определение 2

“Сенсорная сфера” - это часть нервной системы, которая отвечает за восприятие и работу органов чувств.

Общие сведения о нарушениях в сенсорной сфере

В России значительное внимание отводится проблемам сенсорного развития детей, так как именно данная область ответственна за адекватное восприятие ими окружающих предметов, за способность к выделению основных признаков и свойств.

Детям, у которых есть нарушения в сенсорной сфере, необходимо, также как и всем другим детям, давать образование, а также, помимо этого, проводить соответствующую коррекционную работу с ними. Без этого невозможна их успешная социализация, эффективная самореализация в разных областях социальной и профессиональной деятельности, а также интеграция в общество.

Существуют следующие группы нарушений в сенсорной сфере:

  • нарушения зрения;
  • нарушения слуха;
  • нарушения интеллекта;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата.

У тех детей, у которых есть нарушения в сенсорной сфере, происходит некий сбой при обработке данных, получаемых от рецепторов. Симптоматика прослеживается при наблюдении за поведением, тактильными ощущениями, моторном и познавательном развитии.

Замечание 1

Такие дети внешне могут казаться капризными и истеричными, тогда как реальная причина кроется в нарушениях сенсорной сферы.

Принципы словарной работы с детьми, имеющими нарушения в сенсорной сфере

Словарная работа с указанной категорией детей включает в себя несколько составляющих.

Обогащение словаря. В данном случае речь идет об усвоении детьми слов, которые являются для них новыми, которых раньше они не знали, а также других интерпретаций (значений) уже знакомых слов.

Эффективно применение способов для толкования различных слов: постановка синонимов, наглядный способ, описание, определение, анализ структуры слов, подборка антонимов и др.

«Особенности словарной работы с детьми, которые имеют нарушения в сенсорной сфере» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Также важно как можно больше анализировать, чтобы улучшить восприятие слов и хорошо их запомнить, все новые слова необходимо проводить в сознание детей большое количество раз и в различных значениях.

Уточнение словаря. Здесь можно говорить об углублении в сознании ребенку уже известных ему слов, о выяснении оттенков слов, различиях синонимов между собой, подборе к словам актонимов и т.п.

Активизация словаря. Это направление отвечает за то, чтобы в речи каждого ученика появилось как можно больше новых слов. Иными словами, его задача состоит во введении в предложения слов, в усвоении сочетаемости между словами, в развитии способности употреблять слова уместно и в разных контекстах.

Именно данное направление является достаточно важным, что ставит задачу перед логопедом - оказать помощь детям в овладении областью применения слов и научиться их сочетать, чтобы сформировать в итоге работающий словарный запас.

Исправление и устранение слов. В данном случае идет речь о словах, которые произносятся детьми неправильно.

Примеры упражнений словарной работы с детьми, имеющими нарушения в сенсорной сфере

В педагогике предусмотрен ряд упражнений, которые дают положительный результат в ходе словарной работы с детьми.

Уточнение, систематизация и расширение словаря:

  • подобрать к слову синоним;
  • подобрать к слову антоним;
  • объяснить значение того или иного слова;
  • найти синонимы или антонимы в тексте;
  • расширить обобщающее понятие, его объем (”Огурец - это овощ. А какие овощи вы еще знаете? Бежать - это быстро двигаться. А какие еще слова, означающие передвижение, вы знаете?”);
  • подобрать к существительному определение (”Каким может быть настроение? - хорошим, плохим, грустным и др.”);
  • соотнести слово с обобщающим определением (”Яблоко - фрукт, помидор - овощ и др.”);
  • подобрать к названию, например, животного название места, где он живет;
  • придумать к существительному несколько слов-глаголов (”Что делает дождь: - идет, льет, моросит, шумит и др.”);
  • подобрать подходящее по смыслу слово к двум отдельным словам (” Ручей, мальчик - бежит; Дождь, ветер - шумит”);
  • найти для слова родственные слова (”Снег - снеговик, снежный”);
  • охарактеризовать живое существо или предмет.

Формирование словоизменения:

  • вставить пропущенные слова в предложение;
  • составить предложения, используя опорные слова, которые даны вразброс (при этом предлагаемые слова ставятся в начальную форму);
  • при помощи предоставленной картинки дополнить предложение (работа с предложенным незаконченным предложением с пропущенным словом, вместо которого стоит картинка; ребенку необходимо сделать предложение законченным, поставив вместо картинки слово в нужной форме);
  • определить правильность предложения (из данных детям правильных и неправильных предложений им необходимо выбрать, какое предложение принадлежит к правильным, к примеру, “У Кати три цветных ручки. - У Кати три цветных ручек.”);
  • сыграть в “лото” (на представленных картинках изображены разные цифры, например, 2, 4, 6, логопед произносит вслух цифру, а дети отыскивают ее на картинках и вслух говорят число предметов - 2 ручки, 4 ручки, 6 ручек);
  • ответить на вопросы, которые требуют поставить слово в соответствующем падеже;
  • употребить разные конструкции падежей в предложениях в ходе выполнения действий (положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал и т.д.);
  • выполнить действия, которые требуют понимания разных предоставленных конструкций (положи ручку на стол, под стол и др.);
  • составить предложения с падежными конструкциями по картинкам, которые подобраны специально (ложка в чашке, на чашке, под чашкой);
  • назвать цвет разных предметов (синяя машина, синий лак, синее платье и др.);
  • ответить на вопросы по картинкам.

Дидактические упражнения и игры, направленные на обогащение словарного запаса.

Обозначенные упражнения с большим успехом используются логопедами-дефектологами на занятиях с детьми, имеющими нарушения в сенсорной сфере. Данные игры и упражнения дают детям возможность проработать лексический материал, тренировать в высказываниях, а также активизировать и обогащать свой словарный запас.

Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot