Ролевая игра – это игра, которая представляет собой моделирование событий, происходящих в конкретном мире в определённое время.
Этапы ознакомления детей раннего возраста с ролевой игрой
В раннем возрасте дети постепенно осваивают ролевые игры. Освоение ролевой игры протекает в несколько последовательных этапов.
Этапы формирования ролевой игры у детей раннего возраста:
Этап первый. Знакомство с ролевым играми – происходит в рамках созданной взрослым предметно-игровой деятельности, в которой используются разнообразные игрушки, предметы и материалы.
Дети раннего возраста еще только учатся играть. В связи с чем, задача взрослого, научить ребенка играть игрушками, освоить действия-манипуляции с ними. Все это осуществляется в совместной со взрослым деятельности, посредством обследования качеств и свойств предметов и игрушек. Знакомя ребенка с игрушками, взрослый говорит ее название, какие действия с ней можно совершать, какими ролями может быть наделена игрушка. Важным является правильный подбор игрушек. В первую очередь игрушка должна побуждать ребенка к развитию.
Этап второй. Развитие самостоятельной игровой деятельности, которая проявляется в отобразительной игре – действия ребенка направлены на определение главных свойств игрушек и предметов, а также на достижение с их помощью конкретных результатов.
На данном этапе задача взрослого не просто знакомить ребенка с предметами и игрушками, говоря их название, необходимо обращать внимание детей на их целевое предназначение. Кроме того, необходимо постепенно знакомить детей со свойствами игрушек и предметами, внешними признаками и особенностями. Для успешного становления ролевой игры очень важно научить ребенка переносить имеющиеся у него знания с одного предмета на другой, а также обобщать собственные действия.
Этап третий. Непосредственное развитие ролевой игры (конец первого года жизни – начало второго года) – у детей происходит формирование сюжетно-отобразительной игры, во время которой дети уже умеют активно отображать собственные впечатления, полученные в повседневной деятельности.
На данном этапе задачей взрослого является научить детей отражать различные жизненные ситуации, которые знакомы детям из личного опыта, в рамках игры. Немаловажным для этого этапа также является наличие необходимых игрушек и предметов, которые способны удовлетворить потребности детей в разыгрывании различных ситуаций (куклы, кукольная мебель, посуда, машинки, различные инструменты и т.д.). Взрослый ставит перед ребенком условно-игровую цель, которую он достигает посредством разнообразных игровых средств и способов, получая тем самым необходимый воображаемый результат.
Условия, необходимые для развития ролевой игры у детей раннего возраста
Главным условием для успешного становления и развития ролевой игры у детей раннего возраста является организация совместной игры взрослого и ребенка. Это необходимо для того, чтобы ребенок раннего возраста мог усвоить правила организации и поддержания содержания игры, получить навыки по обыгрыванию различных ситуаций. Не всегда дети стремятся к игре по ролям, так как у них еще нет необходимых умений и навыков. Взрослому следует вовлекать ребенка в игру, путем создания различных интересных для него ситуаций.
В процессе совместной со взрослым игры, ребенок должен учиться воспроизводить в игре усвоенные ранее действия, при необходимости варьировать их.
Еще одним немаловажным условием развития ролевой игры у детей раннего возраста является то, что во время игр взрослый должен учить ребенка играть не только игрушками, но и предметами-заместителями, например, во время приготовления еды для игрушек использовать вместо ножа палочку.
Для освоения действий с предметами-заместителями, игра должна обязательно сопровождаться речью, которая направлена на оказание помощи по созданию образа.
Одним из наиболее эффективных методов по развитию ролевой игры у детей раннего возраста, является организация интересных и привлекательных показов-инсценировок. Например, взрослый показывает ребенку как одна игрушка умывает или кормит другую. Весь процесс представляет собой цепочку последовательных действий, сопровождаемых речью. В дальнейшем взрослый просит ребенка показать самостоятельно данную цепочку действий, так же с пояснениями.
Кроме использования игрушек и предметов-заместителей, в ролевой инсценировке взрослый может использовать настольный кукольный театр, сюжетно-дидактические игры и т.д. Особенно детей привлекает, если все совершаемые действия сопровождаются не речью, а стишками, песенками, потешками, прибаутками, скороговорками и т.д.
После показа или совместной игры, взрослый должен позволить ребенку самостоятельно поиграть с игрушками, опробовать полученные только что знаниями и умения.
Особенности ролевой игры, обусловленные возрастом детей
Особенности становления и развития ролевой игры детей раннего возраста обусловлены в первую очередь возрастными особенностями детей.
Основные особенности становления и развития ролевой игры у детей раннего возраста:
- Большое значение, для успешного развития ролевой игры имеет правильно организованная игровая среда, а также подбор игрушек и предметов с учетом возрастных потребностей и возможностей детей.
- Предметно-игровая среда должна содержать в себе игрушки и предметы рассосредоточено. Желательно поделить игрушки по тематике. В том случае, если ребенку попадает в поле зрения одновременно большое количество игрушек, его внимание рассеивается и ему становится сложно сосредоточиться на игре.
- Тематическое деление игрушек и предметов – поможет ребенку не только правильно организовать ролевую игру, но и подскажет как выполнять те или иные действия. Кроме того, деление игрушек и предметов по тематике поможет детям выбрать тот вид игровой деятельности, который им кажется более привлекательным, поделиться на пары или группы по интересам, не мешать друг другу во время игры.
- Игрушки или предметы, которые дети еще не освоили не нужно давать для самостоятельных игр, вначале взрослый должен показать игровые действия с ними. Это поможет сформировать не только правильное представление об игрушке, но и усвоить верные игровые действия с ней.