Работа педагогов начальной школы по развитию коммуникативных навыков учащихся
Общение - это процесс установления и развития между людьми контактов, обусловленных потребностями в социальном взаимодействии и достижении конкретных результатов.
Общение основывается на информационном обмене между участниками взаимодействия. Оно является его следствием, т. е. без взаимодействия невозможно общение.
Общение возникает в социальной среде и является коммуникативным навыком, т. е. отражает правильность взаимодействия личности с социальной средой.
Попадая в коллектив учащихся школы, ребенок сталкивается с проблемами адаптации. Ему необходимо привыкнуть к новым условиям, новой среде, коллективу учащихся. Навыки общения являются залогом успешной адаптации учащегося начальной школы. В этот период навыки общения активно формируются. Педагоги применяют систему воспитательного воздействия, методы и технологии, ориентированные на развитие навыков общения учащихся. Работа проводится как во время уроков, так и во внеурочной деятельности, и ведется по следующим направлениям:
- Формирование культуры общения учащихся. Она проявляется в умении здороваться при встрече, обратиться к собеседнику при необходимости, попросить о помощи, выразить сочувствие и благодарность, а также требование и протест.
- Развитие коллективных связей учащихся. Они предполагают навыки установления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками и построения рационального, гармоничного общения с ними.
- Устранение гендерной проблемы общения. Она возникает в любом коллективе и требует постоянного наблюдения и коррекции. Как правило, учащиеся начальной школы выбирают в качестве партнеров по общению, установлению дружеских отношений представителей того же пола. С противоположным полом общение сводится к минимума и протекает, в основном, в организованной педагогом деятельности.
- Ознакомление учащихся с правилами общения в коллективе. Педагог составляет перечень правил, которые требуют неукоснительного соблюдения в учебном заведении. Они касаются уважения чужого мнения, необходимости слушать собеседника, уважать его, проявлять вежливость и терпимость, благодарность и оказывать помощь.
- Формирование основ сотрудничества в коллективе. Оно выстраивается путем организации совместной учебной и внеурочной деятельности, использования технологий проектного обучения, организации коллективного обсуждения учебной деятельности, темы урока, дисциплинарных вопросов. Это направление формирует навыки постановки вопросов, построения высказываний, обмена информационными данными.
Приемы работы по формированию навыков общения во внеурочной деятельности
Навыки общения учащихся начальной школы активно развиваются во внеурочной деятельности. Она позволяет уделить этому вопросу внимание и распределить временные ресурсы для реализации обучения общению и коммуникативному взаимодействию.
К основным приемам работы по развитию навыков общения относятся следующие:
- Классные часы по вопросам коммуникации и ее нравственным составляющим. Проводятся уроки доброты, справедливости, милосердия и т.д. Темы освещаются в виде лекций, дискуссий, просмотра сказок и обсуждения поведения героев, их поступков, а также организации ролевых игр.
- Упражнения по формированию навыков составления оценочных высказываний. Учащиеся учатся выражать свои эмоции, оценивать поступки, состояния, называть признаки предметов. Например, «Это так красиво!», «Какая прелесть!», «Как здорово тут оказаться!», «Сколько удивительного вокруг» и др.
- Проведение языковых игр. Они ориентированы на развитие навыков общения, активизацию речи учащихся. Дается слово, с которым составляются предложения. Они могут касаться какой-то темы, затрагивать область человеческих отношений, а также иные темы. Их актуальность заключается в развитии активного словаря учащегося и устранение стеснения, замкнутости в общении.
- Проведение ролевых игр. Между учащимися распределяются роли и происходит общение согласно ролям. Каждый учащийся может побыть президентом, журналистом, спортсменом, врачом, учителем и т.д. Ролевые игры основываются на включение в них встреч, знакомств с новыми людьми, оказания помощи, обращение с просьбой и т.д. Игры отражают труд людей, героизм, патриотизм, затрагивают темы творчества, сюжеты литературных произведений, а также бытовой жизнедеятельности учащихся.
- Организация дидактических игр. Они ориентированы на развитие речевых навыков учащихся. Происходит расширение активной лексики, освоение выразительных языковых средств, формируются навыки построения связных высказываний, объяснений и рассуждений.
- Проведение коммуникативных тренингов. Они включают в себя упражнения, ориентированные на развитие основ общения учащихся, формирование навыков взаимопонимания, уверенности в себе и способности к принятию решений.
Также, вопросы общения и социального взаимодействия обсуждаются с родителями учащихся. Проводится диагностика уровня развития общения среди учащихся и их родителей, организуются встречи по повышению родительской компетентности в сфере общения детей конкретной возрастной группы, устраиваются совместные мероприятия с приглашением родителей и обсуждения проблемных моментов в коммуникации детей, их коллективных взаимоотношениях.
Кроме того, одной из форм работы по развитию навыков общения является организация полезного досуга. Такая деятельность связана с проведением экскурсий, организацией прогулок, походов в учреждения культуры, постановкой спектаклей, участием в социальных акциях, организацией летних лагерей.
Также, в современных школах организуются кружки разной направленности. Они не только развивают творческую сторону личности, способствуют полезному проведению досуга, но и расширяют сферу коммуникативного взаимодействия учащихся, учат общению в разных ситуациях и направлениях деятельности.