Стадии профессионального становления личности
Профессиональное становление личности – это постепенное развитие личности, начинающееся с формирования профессиональных намерений т. е. выбора будущей профессии и профессиональных действий, стремлений, профессиональной подготовки и, завершающееся непосредственной профессиональной реализацией в конкретном направлении деятельности.
Профессиональное становление личности неразрывно связано с ее социализацией, поскольку предполагает включение личности в систему социального взаимодействия, установления разнообразных социальных контактов при выборе своего профессионального пути и самореализации в профессиональной сфере деятельности.
Профессиональное становление предполагает применение разнообразных методик и приемов, направленных на развитие у личности профессионально значимых качеств. Этот процесс является динамичным и длительным. Он охватывает следующие стадии профессионального развития личности:
- Стадия роста. Она реализуется с дошкольного возраста и завершается в подростковом. Личность выбирает свою будущую профессию, опираясь на свое воображение, фантазию т.е. ребенок представляет себя в какой-то профессиональной роли, у него имеются какие-то желания и идеи, которые он хочет реализовать, посредством профессии. Постепенно, в возрасте одиннадцати-двенадцати лет, у ребенка начинают складываться какие-то стабильные интересы, которые носят осознанный характер. Профессия начинает связываться с ними. Затем, происходит открытие, осознание наличия каких-то способностей, которые требуют реализации в профессиональной сфере деятельности.
- Стадия выяснения. Она предполагает определение себя, выявление подходящей для себя профессиональной роли и работу по формированию, требуемых для этого, профессиональных качеств. В подростковом возрасте – в 14-17 лет, ребенок ищет себя и то занятие, которым он хочет заниматься. Возможно, совершение выбора какой-то профессии и временное занятие ею. Например, какая-то подработка, спортивная, художественная деятельность или дополнительные занятия, ориентированные на подготовку к поступлению в вуз на конкретную специальность. Далее, происходит окончание школы и поступление в высшее или среднее профессиональное учебное заведение. Это переход к выполнению реальных профессиональных операций. Окончание вуза приводит к устройству на работу т.е. реальной профессиональной деятельности личности, которая пробует себя в определенной сфере трудовой деятельности и профессиональных взаимоотношениях.
- Профессиональная адаптация. В возрасте 25-30 лет, человек пробует себя в определенной профессиональной деятельности, привыкает к ней и закрепляется, как специалист и профессионал, либо, покидает ее и пробует себя в чем-то другом.
- Стадия профессиональной стабилизации. Она связана с закреплением личности в определенной профессиональной роли и статусе. Человек имеет определенную мотивацию к совершению трудовых операций, желает трудится, повышать свои профессиональные навыки и квалификацию. Как правило, данная стадия охватывает возраст от 30 до 50 лет.
- Стадия развития профессионализма. Человек выходит за рамки своих профессиональных возможностей. Он находится на пике карьерного роста, повышает свою квалификацию, имеет успехи совершения своих профессиональных действий, развивается и расширяет свой профессиональный потенциал.
- Стадия псевдопрофессионализма. Она связана с тем, что профессиональная деятельность индивида не является эффективной. Это может быть обусловлено его возрастом и применением традиционных методов и приемов работы, нежеланием развиваться и совершенствоваться, зацикленностью на трудовой деятельности и иными причинами, которые тормозят профессиональное развитие индивида и искажают его нравственные ориентиры деятельности.
- Стадия послепрофессионализма. Она связана с уходом человека на пенсию. Его профессиональная деятельность завершается, при этом, профессионал в конкретной сфере деятельности, может продолжать оставаться ценным наставником, советчиком, экспертом в какой-то сфере профессиональной деятельности, делиться свои опытом и передавать его молодому поколению.
Рисунок 1. Профессиональное становление личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия профессионального развития личности
Профессиональное становление личности предполагает непрерывное личностное развитие, включающее мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, наличие определенных профессиональных навыков и саморазвитие личностных свойств и способностей.
Профессиональное развитие личности осуществляется на основании ряда условий, которые можно определить следующими положениями:
- Наличие индивидуальных особенностей у каждой личности: психологические, физические, социальные параметры развития.
- Успех профессионального развития зависит от уровня соответствия индивидуальных свойств личности и способностей требованиям профессиональной сферы деятельности.
- Каждая личность может отвечать требованиям и условиям совершения различных профессиональных операций, отвечать нескольким профессиям.
- От уровня соответствия индивидуальных особенностей личности и требований профессии зависит мотивация к данной деятельности, качественное выполнение профессиональных обязанностей, стремление к повышению своего профессионализма и квалификации.
- Профессиональное развитие личности осуществляется на всех стадиях профессионального становления.
- Профессиональное становление и развитие личности, формирование у не определенных профессиональных качеств, психологических свойств, необходимых для конкретной профессии, их структуры, выполнение различных профессиональных операций реализуется неравномерно и в разные временные периоды.
- Профессиональное развитие личности зависит от характера и специфики ведущей деятельности, ее динамики и смены.
- Профессиональное отношение человека к выбранной области деятельности, освоение определенной профессии, выполнение трудовых операций обуславливается и изменяется под воздействием психологических, физиологических факторов, условий профессиональной деятельности, которые определяют специфику жизненной и профессиональной позиции личности.