Традиции – это определенные элементы культурного и социального наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в рамках конкретной общности, этноса или народа, в течение длительного времени.
Интерес к традициям у старших дошкольников
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема формирования представлений о традициях у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что знание традиций является одной из предпосылок формирования у детей старшего дошкольного возраста национального характера психики и способа мышления.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям – это одна из основных задач семейного воспитания и воспитания детей в ДОУ.
Дети старшего дошкольного возраста имеют уже сформировавшуюся картину мира, в связи с чем, они проявляют интерес к традициям своего народа, семьи, этноса и т.д. Интерес вызван тем, что каждая традиция хранит в себе историю народа и культуру, помогает понять национальную самобытность того этноса, к которому относится ребенок. Знание традиций помогает не только лучше понять историю, но и перенести их в будущее, для того, чтобы не утратить свое национальное лицо.
Таким образом, интерес детей старшего дошкольного возраста к традициям вызван тем, что традиции способны удовлетворить потребности детей в знаниях об истории, быте и культуре народа, закономерностях развития человечества, так как только на основании понимания прошлого, можно понять и предвидеть свое будущее.
Проблемы формирования представлений о традициях у детей старшего дошкольного возраста
Проблемами формирования у детей старшего дошкольного возраста занимались многие ученые педагоги и психологи (С.Ю. Афанасьева, Н.В. Микляев, М.Ю. Новицкая, Н.А. Виноградова и другие). Представления о традициях необходимы не только для того, чтобы дети знали историю своего народа и Родины, но и с целью формирования у них необходимых личностных качеств (любовь к родителям, Родине, природе и т.д.).
Формирование представлений о традициях начинается у детей с народного фольклора (песни, танцы, потешки и т.д.). В связи с чем дети старшего дошкольного возраста представляют традиции как нечто связанное с народом. Однако задача взрослого помочь понять им, что традиции могут быть не только народные, но и семейные, школьные и т.д.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у детей представлений о традициях во всем их многообразии.
Сензитивность старшего дошкольного возраста к формированию представлений о традициях обусловлена тем, что именно в этот возрастной период дети обладают высокой восприимчивостью, эмоциональность. И склонностью к подражанию.
Эффективность формирования представлений о традициях у детей старшего дошкольного возраста можно повысить только в том случае, когда у детей есть интерес к ним. Если же традиции не интересны для ребенка, то и процесс формирования представлений будет протекать менее результативно.
К концу старшего дошкольного возраста у детей уже имеются четкие представления о традициях, на основании формируется направленности личности ребенка и уровень его духовно-нравственного развития.
Особенность представления о традициях у старших дошкольников заключается в том, что на них основывается выработка мировоззрения ребенка.
В качестве традиций, которые дети должны усвоить к старшему дошкольному возрасту относятся:
- установки, принятые в обществе;
- культура, обряды, обычаи, праздники народа и т.д.;
- традиции, которые приняты в каждой семье (чтение сказок перед сном, совместные прогулки на выходные и т.д.);
- традиции группы ДОУ (поздравлять именинников, чевствовать победителей различных конкурсов и олимпиад и т.д.);
- традиции, которые приняты в городе, районе, между соседями и т.д. (отмечать вместе праздники, делиться выпечкой и т.д.).
Задача взрослых не просто познакомит детей с традициями, но и помочь понять их значимость, поспособствовать правильному представлению о разнообразных традициях.
Представления о традициях у детей старшего дошкольного возраста
Некоторые особенности сформированности представлений о традициях у детей старшего дошкольного возраста:
К старшему дошкольному возрасту, зачастую дети имеют только лишь общее представление о традициях, их знания могут быть отрывистыми или поверхностными. Например: не все дети могут назвать членов своей семьи, имеют слабые представление о труде бабушек и дедушек, не всегда могут проявить эмоциональную отзывчивость на просмотр фото и картинок, где изображен быт и культура народа.
Не все дети старшего дошкольного возраста имеет точное представление о быте своего народа в старину, несмотря на то что они проявляют активный интерес к промыслам и видам устного народного творчества.
Не все дети способны назвать традиционные праздники. В качестве традиционных праздников, о которых они должны иметь должное представление, выступают не только народные гуляния, но и общегородские праздники.
Не всегда дети имеют представление о значимости традиций для развития народа, а также для своего личного развития и расширения собственного кругозора.
Особенность представления о традициях у старших дошкольников заключается в том, что они зачастую отрывочны или поверхностны. В связи с чем, задача взрослых заключается в том, чтобы оказывать детям всестороннюю помощь в понимании традиций, приобщении к их усвоению.
Специфика старшего дошкольного возраста заключается в том, что все знания ребенок приобретает через совместную со взрослым деятельности. Именно поэтому важно организовывать работу, направленную на освоение и понимание традиций, в рамках семьи и ДОУ.
Приобщение детей к традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.