Половозрастные особенности детей дошкольников
Пол – это репродуктивные, телесные, поведенческие и социальные признаки, которые в совокупности определяют индивида как мужчину (мальчика) и женщину (девочку).
Половое воспитание – это воспитательное и просветительское воздействие на ребенка, направленное на приобщение его к принятой в данном социуме системе половых ролей и взаимоотношений полов в общественной и личной жизни.
Полоролевое воспитание – это составная часть полового воспитания, в результате которого дети дошкольного возраста в значительной мере овладевают культурой взаимоотношения полов, основа которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватная полу поведенческая модель, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Ведущая роль в половом воспитании детей отведена семье, которая базируется на существенной помощи ДОУ.
Уже в 7 месяцев ребенок способен отличать мужчин от женщин по внешнему виду,. На втором году жизни ребенок уже знает мальчик он или девочка.
Половое воспитание в дошкольном возрасте происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания его поведению. Сын в поведении своего отца будет видеть образец собственной половой роли, а в поведении матери – прообраз своей будущей жены. То же характерно и для девочки. Поэтому оптимальным вариантом полоролевого воспитания является наличие обоих родителей в семье.
Организация полового воспитания должна проходить целостно, нельзя недооценивать какой-либо ее компонент, это требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Цель полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, который адекватно осознает и переживает собственные психологические и физические индивидуальные особенности, как мужские, так и женские.
Процесс формирования образа Я-мальчика и девочки рассматривается учеными как:
- идентификация с родителями;
- условная связь подражания образцам мужского и женского поведения и их социальное подкрепление;
- организация познания социального мира в процессе исполнения роли своего пола;
- влияние социальных ожиданий общества, возникающих в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей, находящие свое отражение в воспитательном процессе.
Медико-педагогические рекомендации по половому воспитанию дошкольников
В основном акценты в половом воспитании дошкольников смещены на привитие им гигиенически навыков, избегание раздражения эрогенных зон, отказ от разъяснений и организацию рационального режима и питания. Также внимание уделяется важности формирования у детей этических норм, корректности отношений взрослых. В современных семьях половое воспитание осуществляется в недостаточном объеме либо вовсе не проводится. Население преимущественно считает, что половое воспитание таит в себе развращающий элемент.
Безусловно, говоря о половом воспитании, необходимо говорить и о гигиенических аспектах. Но возросший уровень жизни способствует излишнему балованию детей, что негативно сказывается на их состоянии. Так, возбуждающая пища (большое количество мяса, шоколад и пр.), перекармливание, тесная одежда, многослойность – создают условия для перенаполнения кровью тазовых органов, что может вызывать в них напряжение и раннюю сексуальную стимуляцию.
Спать ребенок должен также в отдельной постели, так как нахождение в одной постели со старшими может привести к раннему появлению полового чувства. Излишние ласки перед сном, поцелуи, особенно в области эрогенных зон – живот, бедра, спина и т.д., также приводят к избыточной сексуальной стимуляции.
Родители, внимательно относящиеся к уходу за новорожденным, должны знать его анатомо-физиологические особенности, в частности строение гениталий. Они должны иметь информацию о величине, форме и нормальном функционировании половых органов детей, в том числе о спонтанных эрекциях у младенцев-мальчиков, об увеличении молочных желез у младенцев любого пола, кровянистых вагинальных выделениях у девочек и пр. Информация о преждевременном половом развитии должна преподноситься так, чтобы представления родителей о нем были расширенными и не приводили к самостоятельной диагностике и домашним способам лечения.
В возрасте 2-3 лет дети начинают изучать свое тело во время купания. Если рассматривание сочетается с ощупыванием гениталий, то отвлечение предупредит фиксацию ребенка на этих манипуляциях. Но половое воспитание во многом нравственное, поэтому режимно-гигиенические навыки не могут полностью решить вопрос полового воспитания детей.
Взрослея, дошкольники начинают чувствовать неловкость при необходимости раздеться перед другими людьми. Каждый ребенок имеет право на уважение к интимности, так же необходимо воспитать у него уважение к интимности других. При этом нет необходимости подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела.
Часто родители переживают о том, что вид обнаженного тела стимулирует сексуальный интерес детей. На самом деле этот интерес порождают другие влияния, включая беседы с более старшими детьми, особенно если у ребенка отсутствует опыт и информация, а также различные игры.
В связи с индивидуальными чертами психики ребенка и воздействием окружающих, возраст возникновения у детей «острых» вопросов, а также их форма и сопутствующие им обстоятельства могут широко варьировать. Ребенок должен получать необходимую ему информацию по мере появления интереса. Вместе с этим родителям не стоит подавлять пробуждение и развитие любознательности детей, должна быть создана атмосфера готовности дать ответ на любой вопрос ребенка. Ответы должны быть краткими, правдивыми и без лишней детализации.
Родители зачастую боятся, что полученная ребенком информация будет стимулировать у него сексуальный интерес. Однако развращают не знания, а незнание и столкновение с неизжитыми еще образцами аморального и безнравственного поведения и отношения к вопросам пола. Стоит с раннего возраста приучать детей к литературным и общедоступным медицинским обозначениям, которые относятся к телу и полу.
Половое воспитание в качестве части системы нравственного воспитания начинается в младенческом возрасте. Если оно начинается с опозданием, то является по сути уже перевоспитанием и не способно полноценно компенсировать пробелы, которые были допущены на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно, так как оно идет на встречу вопросам и проблемам ребенка, помогает ему их разрешать и преодолевать, способствуя формированию гармонической личности.