Нормативы благоустройства территории ДОУ
Детские сады – это значимые объекты муниципальной инфраструктуры.
По современным нормативам уровень озеленения территории ДОУ должен составлять не менее 60%. Как правило, детские сады-ясли располагаются в центральной части жилой застройки на хорошо освещенной, проветриваемой и сухой площадке, имеющей нормальный естественный сток поверхностных вод.
Количество детских садов рассчитывается на основании демографической структуры населения. Во время проектирования расчетный уровень обеспеченности детей детскими садами принимают в пределах 85%, включая 70% - сады общего типа; 12% - оздоровительного типа; 3% - специализированного типа. Обычно проектируют дошкольные учреждения на 10-12 групп. Площадки для прогулок детей располагают не более чем в 30 метрах от входа в здание детского сада.
В соответствии с современными нормативами, площади земельных участков детского сада, должны составлять:
- вместимость детского сада 100 детей, на одного ребенка – 40 кв. м;
- вместимость – до 350 детей, на одного ребенка – 35 кв. м.
Обычно выбирают участки прямоугольной формы. Расстояние от границ участка до красной линии – не менее 25 м., до стен жилого дома – не менее 10 м, до коммунальных предприятий не менее 50 м.
Зональность детского сада
Проектирование территорий детский садов требует учета соотношения различных планировочных элементов в зависимости от требуемого размера здания и количества детей.
Функционально-планировочная организация территории предполагает создание следующих зон:
- вход на территорию;
- групповые детские площадки;
- хозяйственная зона.
Групповые детские площадки состоят из непосредственно групповых площадок для детей ясельного возраста до 3х лет и для детей в возрасте 4-6 лет, а также общей физкультурной площадки, и плескательного бассейна. Все площадки должны быть соединены между собой дорожками.
Хозяйственная зона состоит из хозяйственного дворика с сараем (24 кв. м), площадки для устранения мусоросборников (2,85-2,60 кв. м), площадки для сушки белья (не менее 90 кв. м), изолированной от площадки для мусоросборников, посредством ограждения. Вся хозяйственная зона должна быть расположена у границы участка и отделена от зоны групповых площадок.
Групповая площадка – это основное место пребывания детей на участке. Она предназначена для отдыха и игры детей на свежем воздухе. Обычно каждые две площадки бывают объединены единым сдвоенным навесом, площадь которого включена в площадь групповой площадки. Навес используют для групповых игр и занятий детей, которые не требуют активного движения, например, чтения или настольных игр. Каждую групповую площадку следует оборудовать песочницей, манежами, шведскими стенками и пр.
Детские площадки проектируют так, чтобы в любой момент воспитатели могли видеть, чем занимаются все дети. Площадь групповой площадки для детей, не достигших трехлетнего возраста, должна составлять не менее 150 кв. м., а для детей в возрасте 4-6 лет – 180 кв. м.
Для детей 4-6-летнего возраста должна быть оборудована общая физкультурная площадка, площадью 250 кв. м., имеющая приспособления для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательный бассейн площадью 25-30 кв. м. и глубиной 25-30 см. Дно бассейна должно быть забетонированным, гладким, с небольшим уклоном. Вокруг бассейна должна находиться плиточная дорожка шириной 60 см. Бассейн должен заполняться теплой водой.
Все планировочные элементы должны быть связаны друг с другом дорожками шириной 1,5 м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек следует выполнять из специальной смеси, в состав которой включают гравийную крошку, суглинистый грунт, высевки.
Насаждения на территории детского сада могут быть:
- рядами деревьев и кустарников;
- группами и одиночными деревьями;
- живыми изгородями кустарников;
- цветниками.
По периметру сада должны располагаться ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь, состоящую из кустарников, а по внутренней границе – кустарники группами. Вокруг площадок располагают деревья с плотной и ажурной кроной. Чтобы проветривать территорию между группами деревьев оставляют разрывы. Деревья и кустарники надо размещать так, чтобы около 50% территории площадок на протяжении дня были освещены солнцем. Физкультурная площадка тоже должна иметь хорошее освещение, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг нее не размещают.
На плотность и место посадки деревьев и кустарников влияют климатические условия местности и наличие подземных коммуникаций.
В южных районах плотность посадок увеличивают, а количество газонов сокращают. На игровых площадках, чтобы создать тень и благоприятные условия для детского отдыха, рекомендуют размещать одиночные деревья или небольшие группы деревьев. Деревья первой величины, например, конский каштан, липа крупнолистная, береза бородавчатая, должны использоваться ограниченно. Допускается использование ели колючей в единичных экземплярах. Рекомендуют использовать кустарники спиреи, пузыреплодника, сирени, калины обыкновенной. Не рекомендуется использование растений с шипами, ядовитыми плодами или стеблями, низко расположенными соцветиями.
Цветники в основном располагают рядом с входами в здание, а также между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки целесообразно формирование компактных цветников в форме прямоугольника или круга. Разнообразие цветочных травянистых растений должно включать в себя преимущественно многолетние виды растений, а также длительно цветущие однолетники.
Газон на территории детского сада должен быть устойчив к вытаптыванию. Для неголучше всего подходят злаковые виды трав, такие как мятлик, полевица или овсяница.