Содержание досуговой деятельности
Досуг – это свободное время, позволяющее человеку заняться тем, что ему интересно и приносит ему удовольствие, а также отдохнуть от основного вида деятельности.
Досуг ориентирован на реализацию духовно-нравственных, этических, культурных, физических, творческих потребностей. Он позволяет реализовать потенциал отдельной личности и включает в себя совокупность разнообразных занятий и видов деятельности.
Досуг выступает важным средством развития подрастающего поколения. Для этого, требуется организация досуговой деятельности детей и подростков и культурная направленность ее реализации.
Содержание досуговой деятельности детей и подростков включает в себя:
- Разнообразные переживания, чувства и эмоции, испытываемые ребенком в ходе выполнения того или иного вида досуговой деятельности. Они отражают удовлетворение определенных групп его потребностей.
- Осознание информации, культурного аспекта деятельности, которая находится в области внимания ребенка в ходе реализации разных видов досуговой деятельности.
В ходе досуговой деятельности осуществляется реализация потребностей внутреннего развития. Эти потребности невозможно полноценно реализовать в учебном процессе, в быту. Они удовлетворяются в ходе досуговой деятельности и стимулируют личностное развитие ребенка.
Содержание досуговой деятельности и ее виды характеризуются широким многообразием. Выбор вида досуга зависит от конкретной личности и ее потребностей, а также развития психоэмоциональной сферы.
Условия организации продуктивного досуга для застенчивых детей и подростков
Застенчивость – это состояние функционирования психических процессов, обуславливающее нерешительность, робость, скованность в общении и социальном взаимодействии.
Застенчивость является часто встречающимся психическим состоянием. Она может проявляться, как в детском, так и в подростковом возрасте.
Застенчивость приводит к необходимости особого подхода в воспитании и развитии ребенка. Она обуславливает создание специальных условий для реализации досуга воспитанников, в ориентации на положительное его воздействие на развитие личности воспитанников.
Организация досуговой деятельности застенчивых и замкнутых детей требует соблюдения следующих условий:
- Выбор видов деятельности, стимулирующих активность детей;
- Развитие чувства уверенности в себе и своих силах в ходе участия в том или ином виде досуговой деятельности;
- Развитие навыков социального поведения и коммуникативного взаимодействия во время досуга детей;
- Ориентация досуговой деятельности на коррекцию поведения ребенка, без изменений его личности и ее особенностей;
- Обязательная похвала, поощрения детей за успехи реализации досуговой деятельности;
- Предоставление детям права на совершение ошибок в ходе разнородных досуговых мероприятий;
- Организация совместной досуговой деятельности детей, т.е. такой деятельности, где ребенку необходимо общаться и сотрудничать с другими детьми;
- Привлечение детей к социально значимой, общественно полезной деятельности;
- Привлечение детей к участию в массовых мероприятиях;
- Стимулирование самостоятельности и инициативности детей в ходе досуговой деятельности.
Соблюдение данных правил позволяет реализовать качественный досуг детей и подростков, независимо от степени их замкнутости и застенчивости.
Методы организации досуга замкнутых и застенчивых детей и подростков
Организация досуговой деятельности для детей, испытывающих сложности в общении и подростков, не желающих контактировать с окружающими т.е. для замкнутых и застенчивых реализуется посредством использования следующих методов:
- Методы создания воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации формируется в различных формах реализации жизненных ситуаций. Выбирается вид досуговой деятельности. Это может быть прогулка, посещение театра, кино, кафе и др. В ходе этой деятельности создается ситуации, в ходе которой застенчивому ребенку требуется проявить себя, выполнить что-то самостоятельно, принять решение, оказать помощь товарищам и т.д. Методы воспитывающих ситуаций стимулируют нравственное поведение детей и подростков. Проблемные ситуации могут создаваться в форме дискуссий, дебатов, затрагивающих какие-то актуальные проблемы и, требующих выражения своего мнения по поводу их решения.
- Соревновательные методы. Они предполагают включение соревновательного компонента в различные виды деятельности детей. Это может быть, как творческая деятельность, так и спортивная деятельность. Соревнование позволяет склонить детей к соперничеству, что требует установления определенного взаимодействия с другими участниками соревнований и проявление активности в данном процессе. Они положительно сказываются на устранении застенчивости. Соревнования особенно актуальны в подростковом возрасте, поскольку, позволяют ребенку утвердиться в коллективе, получить признание и уважение товарищей.
- Методы импровизации. Они основаны на выполнении какой-то деятельности без предварительной подготовки. Создаются ситуации, которые требуют от детей определенных действий. Например, в ходе прогулки начинается чтение стихотворений или во время праздника реализуется постановка какого-то танца. Импровизация стимулирует творческую активность детей и подростков, что благотворно сказывается на устранении замкнутости.
- Методы дилемм. Они связаны с ситуациями морального выбора. Такой выбор делается детьми в ходе обсуждения каких-то проблем. Обсуждение носит совместный характер и требует взаимодействия детей и подростков в его ходе. Дилеммы выбираются таким образом, чтобы иметь связь с реальной жизнедеятельностью детей, быть им понятными, иметь нравственную основу и предоставлять детям пару вопросов, на которые они должны ответить и прийти к общему решению, поставленной задачи.