Особенности обучения рисованию через игровую деятельность в ДОУ
Игровая деятельность – это особый тип человеческой деятельности, в реализации которой индивид не имеет никакой иной цели, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Игровая деятельность для детей является естественной потребностью, так как помогает в познании окружающего мира и овладении навыками и действиями.
Дошкольный период выступает сенситивным периодом проявления художественных способностей ребенка. В этот период дети имеют чистый взгляд на мир, живую эмоциональную реакцию и свежие эстетические чувства, могут самореализовываться, выступают как носители творческого и фантазийного начал.
Для полноценного художественного развития детей-дошкольников, необходимо соответствующим образом организовать их воспитание и обучение в ДОУ, которое представляет собой первую ступень общей системы образования.
Среди всех типов продуктивной творческой деятельности, которыми овладевают дети-дошкольники, рисованию отводится ведущее место.
Обучение рисованию базируется не на копировании готовых образцов, что приводит к созданию шаблонов, оно направлено на то, чтобы научить ребенка соотносить рисунки с объектами, ознакомить его со средствами передачи свойств объектов, усовершенствовать графическую форму и грамотность его рисунка.
Необходимо, чтобы в возрасте 5-6 лет дети имели возможность овладеть новыми, более совершенными методами воспроизведения действительности, но при этом не нарушили свой детский взгляд на мир.
Учитывая особенности детского возраста, можно выделить следующие задачи данного этапа обучения рисованию:
- обогатить представления детей о предметах и событиях окружающей их реальности и воспитать в них оценочное отношение с точки зрения морально-эстетических критериев;
- стимулировать интерес к самому процессу рисования и побуждать образно воспроизводить свои впечатления от восприятия окружающей действительности, литературных впечатлений и пр.;
- развивать зрительную оценку признаков форм объектов, близких по своим очертаниям к реальному телосложению, определять хроматические цвета и их оттенки, и ахроматические цвета;
- ориентировать детей в пространственном положении объектов, определять отдельные особенности иллюзорных изменений их величины и формы в зависимости от положения и расстояния;
- формировать знания, касающиеся изобразительно-выразительного назначения основных элементов изобразительного языка рисования;
- знакомить детей с рациональными подходами к организации процесса рисования, направляя его на воспроизведение и отдельных объектов, и сюжетной композиции.
Кроме названных изобразительных задач, у детей совершенствуется восприятие и воспроизведение объектов, усвоенных ранее – растительного мира, архитектурных построек, транспорта и пр.
Специфика продуктивной деятельности предполагает, что именно в художественных навыках дети могут реализовать индивидуальные творческие замыслы.
Художественно-творческая игровая технология воспроизведения произведений живописи на занятиях мотивирует, развивает активную позицию детей, создавая позитивное эмоциональное состояние и стимулируя развитие творческих способностей, чем создаются условия для успешной социализации личности.
Виды игр и возможности их применения для обучения рисованию детей 5-6 лет
Педагогом стремление к игре используется, чтобы повысить у детей желание рисовать. Простые и ритмичные мазки могут объединяться в коврик, а затем им можно украсить домик куклы. Коллективная работа воспитывает в детях интерес к рисункам ровесников и к рисованию в качестве продуктивной деятельности.
В дошкольном возрасте игра – любимая деятельность детей. Педагоги по рисованию могут успешно использовать игровые приемы на занятиях. Игровое творчество может проявляться уже на этапе поиска средств и способов изображения задуманного.
Игровые приемы обучения направлены на решение обучающих задач, поэтому непосредственно связаны с организацией игры на занятии. Их воспитательная функция может быть определена следующим образом:
- игровые приемы делают процесс обучения интересным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников;
- представляют неинтересную детям игровую задачу в интересном виде;
- позволяют многократно упражнять детей в формировании какого-либо умения;
- выступают мотивом, побуждающим ребенка качественно выполнить задание.
Игровые методы должны сочетаться с другими методиками. Варианты их сочетания зависят от содержания занятия, возраста детей, степени сложности учебного материала, а также конкретных задач эстетического воспитания, которые реализуются в деятельности по усвоению знаний.
Включение элементов игры в изобразительную деятельность не должно нарушать ее естественное протекание. Изображение должно выступать своеобразным центром игры.
На занятиях по рисованию педагог может пользоваться следующими видами игровых приемов:
- обыгрывать предметы, игрушки, картины;
- обыгрывать выполненное изображение;
- обыгрывать незаконченное изображение в момент его выполнения;
- игровые ситуации со специфическими действиями продуктивной деятельности детей и взрослых.
Познавательная игра наиболее эффективна для стимулирования продуктивного мышления, применения знаний, умения, инициативы, самостоятельности и коллективного сотрудничества важных качеств для формирования личности и развития дошкольника.
Игра выступает важнейшим методом развития воображения и познавательных способностей детей. В игре можно легко направлять и распределять внимание детей на наиболее значимые ориентиры – нравственные и эстетические.
Крайне важно с первых занятий начать воспитывать в детях устойчивый интерес к рисованию, что помогает воспитывать усидчивость, трудоспособность, настойчивость в достижении результатов. Этот интерес сначала является непроизвольным и направляется на процесс самого действия.
Вместе с этим следует отметить, что все задания, которые предлагают детям в игровой ситуации, скрывают учебную задачу, не ставя в условия осознания особенностей деятельности на занятии.