Развитие общения младшего дошкольника в игровой деятельности
Общение – это процесс установления контактов между людьми, необходимый для реализации ими совместной деятельности и установления дружеских и иных взаимоотношений.
Навыки общения начинают формироваться с раннего возраста ребенка. Их формирование необходимо для социального становления и развития личности дошкольника.
Навыки общения начинают формироваться у детей через игровую деятельность. Это обусловлено тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и помогает в освоении им основ устройства окружающего мира.
Рисунок 1. Общение дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В младшем школьном возрасте, общение ребенка со сверстниками имеет свои особенности. Они связаны с тем, что ребенок еще не владеет основами культурного поведения и не знает норм социального общения. Ознакомиться с ними можно посредством игры.
Игровая деятельность помогает развить у детей навыки совместной деятельности, установить азы взаимодействия в коллективе, устранить замкнутость ребенка, убрать его стеснение в установлении социальных контактов и сформировать навыки положительного контактирования со сверстниками.
Игровая деятельность младших дошкольников, ориентированная на формирование навыков общения ребенка, должна строиться на основе соблюдения ряда условий:
- Игровой процесс должен быть свободным от оценивания. Нельзя ставить оценку игровым успехам или неудачам. Это превращает игру в соревнование. Ребенок теряет связь своей деятельности со сверстниками и стремится действовать так, а не иначе для получения положительной оценки взрослого. Поэтому, оценки необходимо убирать, чтобы развивать чувство коллективной общности, единой направленности деятельности дошкольников.
- Построение сюжетной игры или дидактической игры без использования игрушек. Игрушки отвлекают внимание ребенка от совместной деятельности, от общения с другими участниками игры.
- Исключение соревновательных моментов в игровом процессе. В младшем школьном возрасте, необходимо использовать такие игры, которые максимально сосредотачивают ребенка на совместной коллективной деятельности. Конкурсы и соревнования приводят к коллективной разобщенности.
Коммуникативное развитие ребенка среднего дошкольного возраста в игре
Средний дошкольный возраст является периодом перехода ребенка от общения со взрослыми к установлению тесных контактов со сверстниками. Ребенок испытывает потребность в общении с другими детьми. Он теряет интерес к общению со взрослыми и желает найти себе партнеров по общению со сходными интересами и возможностями.
В среднем дошкольном возрасте происходит объединение детей в небольшие группы по общим интересам. Они строят игры, которые актуальны для них и реализуют их в своем узком кругу.
Общение, возникающее в ходе игровой деятельности детей этого возраста, способствует:
- Развитию внимания ребенка к партнеру по общению;
- Формированию навыков построения диалога;
- Развитию навыков привлечения внимания сверстника, который интересен ребенку;
- Развитию навыков коллективной деятельности (в малых группах);
- Формированию основ невербального общения.
Игры помогают развивать навыки общения дошкольников. Они снимают напряжение детей и помогают устранить стеснение.
Для развития общения в среднем дошкольном возрасте используются игры, ориентированные на парную работу: описание друг друга, построение диалога, вхождение в контакт, а также игры на развитие навыков командной работы: испорченный телефон, хоровод, ручейки и т.д.
Формирование общения дошкольников в игре в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте осуществляется развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Развитие игровой деятельности связано с развитием основных психических процессов ребенка. В силу развития произвольного внимания и памяти, активизации воображения и усложнения поведенческих реакций преобразуется игровая деятельность. В игре появляются более сложные виды взаимоотношений взрослых, которые ребенок пытается повторить в игровой форме.
Кроме того, игра в старшем дошкольном возрасте носит совместный характер т.е. дети играют не в одиночку, а ищут себе партнеров для игры. Это побуждает детей брать в расчет желания других детей и согласовывать интересы игрового действия. Это обуславливает огромную роль игры для развития навыков общения дошкольника.
Общение в игре старшего дошкольника формируется посредством:
- Выполнения правил игры. Игры выполняются по определенным правилам. Поэтому, в ходе соблюдения правил игры, между детьми возникает определенное общение.
- Распределение игровых ролей. В ходе распределения ролей игры возникают разнообразные ситуации общения между детьми: выбор роли каждым участником, ознакомление с правилами игры, обусловленными данной ролью, формирование игровых действий, отношения по поводу реализации игровых ролей и т.д.
- Соблюдение правил поведения взрослых. В ходе выполнения игровой роли, старшие дошкольники стремятся максимально достоверно отразить действия взрослых: мама сначала накрывает на стол, а потом зовет всех на обед; папа нарезает хлеб ножом и раскладывает его в тарелку и др.
- Учета интересов каждого участника в ходе распределения ролей и формирования игровых действий. Дети старшего дошкольного возраста начинают общаться и строить взаимоотношения, с учетом интересов и потребностей, способностей друг друга. Так, они распределяют роли, согласно желаниям каждого участника игры и стремятся к усвоению игровых правил всеми участниками.
- Выбора игрового сюжета. Сюжет игры обсуждается между его участниками. Дети стремятся выбрать такой сюжет, который интересен всем и доступен для проигрывания всеми участниками игрового действия.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется развитие ситуативно-делового общения. дети выстраивают линию игрового поведения и строят свои взаимоотношения согласно правилам игры и конкретной ситуации игры: ролям и действиям. Такое общение способствует развитию самобытности ребенка, активизирует его творческую сторону личности и любознательность.