Гражданское воспитание – это развитие гражданских основ личности, качеств, необходимых для выполнения гражданином различных видов деятельности в социальной среде и установления взаимоотношений с другими ее гражданами.
Гражданское воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, поскольку, именно в этот период происходит социальное развитие личности и формирование системы ценностных ориентаций. Ребенок приобщается к обществу, узнает его ценности и принимает их в качестве своих. В этот же период происходит установление взаимоотношений с другими участниками общества. Поэтому, в этот период необходимо уделить особое внимание развитию навыков гражданского взаимодействия.
Гражданское воспитание в системе ДОУ - это форма организации жизнедеятельности детей в ДОУ, в ходе которой происходит формирование знаний детей о жизнедеятельности детского сада и общества.
Целевое назначение гражданского воспитания в ДОУ
Гражданское воспитание в условиях ДОУ имеет свои особенности, обусловленные спецификой функционирования психических процессов ребенка дошкольного возраста. Дети познают мир через свои органы чувств. Они формируют эмоциональное отношение к тому или иному объекту или процессу. Развитие гражданских представлений дошкольника формируется через конкретные образы: героев, событий, явлений, процессов. Именно образы помогают детям сформировать причастность к данному событию, процессу или явлению, идентифицировать себя с ним.
Гражданское воспитание дошкольников нацелено на:
- Подготовку дошкольника к жизнедеятельности в современном многонациональном и многокультурном мире.
- Осмысленному усвоению прав и свобод граждан.
- Формированию уважительного отношения к правам и свободам других граждан т.е. предполагается освоение ограниченности своих прав и свобод правами и свободами другого человека.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Выработка гражданской идентичности и гражданской ответственности.
Рисунок 1. Гражданское воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Содержание образовательной программы ДОУ в направлении гражданского воспитания
По направлению гражданского воспитания, общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя ряд направлений деятельности, которые каждая дошкольная образовательная организация применяет в силу специфики своей работы, материально-технических возможностей и условий реализации образовательной деятельности.
Содержание гражданского воспитания дошкольников представлено в современном ДОУ следующими направлениями:
- Правовое развитие подрастающего поколения. Оно включает в себя знакомство с правами и свободами каждого гражданина, а также его обязанностями по отношению к обществу. Дети изучают правила поведения в ДОУ и обществе, учатся действовать по правилам и законам общества в игровых ситуациях и реальном мире.
- Формирование гражданских представлений. Дети знакомятся с символикой государства: герб, флаг и гимн, а также символикой региона, в котором они проживают, изучают историю своего народа, национальную культуру, обычаи и традиции. Дети знакомятся с понятием «гражданство», «гражданин», «государство», а также распознавать государственную символику и символику своего региона.
- Развитие толерантности. Дети знакомятся с разными нациями и народностями, изучают их культурные особенности, обычаи и традиции. При этом, они учатся уважать эти особенности и пониманию равноправия всех наций и народов, населяющих данную страну.
- Изучение окружающей среды. Имеется в виду исследование природной среды, окружающей социум и формирование гуманного отношения к ней. Осуществляется изучение всех живых существ, их отличительных признаков, формируется понимание необходимости их защиты, а также уделяется внимание развитию эмоционального отклика на общение с природой и ее обитателями, процессы и явления природы.
- Знакомство с историей государства и народа. Изучение национальных героев, праздников, исторических событий, выдающихся деятелей искусства и культуры. Дети знакомятся с понятиями: «Родина», «Отечество», «герой», «гражданин», «культура».
- Культурное развитие. Оно ориентировано на ознакомление с культурой своего народа и других, с обычаями, традициями, праздниками, народными играми, национальными танцами, песнями, едой и т.д.
- Знакомство с гражданскими сообществами. Оно ориентировано на освоение понятий «семья», «общество», «группа». В этом направлении дети изучают правила поведения в разных социальных группах, изучают правила поведения на дороге, в общественном транспорте, учреждениях культуры.
- Освоение понятий «идентичность» и «эмпатия», их сущности и различия. Дети познают, что каждый человек является представителем человеческого рода, но при этом имеет отличительные, индивидуальные признаки. Дети отмечают общие праздники, изучают свою и чужую культуру, узнают, что есть иные языки общения, учатся уважать чужую культуру и язык, традиции и обычаи.
Приемы дошкольного гражданского воспитания
На современном этапе развития общества, гражданское воспитание в ДОУ реализуется посредством применения следующих приемов и методов педагогической работы:
- Применение игровых технологий при изучении прав и свобод граждан;
- Создание развивающего пространства в ДОУ, ориентированного на формирование современного гражданина;
- Использование сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций для ознакомления с образами народных героев, событий, культурными ценностями;
- Использование народных игр для ознакомления с народными обычаями и традициями, искусством и культурой;
- Художественная деятельность дошкольников: рисование символики, народных героев;
- Организация праздников: 9 мая, День города и т. д.;
- Предоставление ребенку максимальной свободы в самовыражении и саморазвитии;
- Организация экскурсий по местам народной славы, историческим памятникам, учреждениям культуры;
- Привлечение детей к участию в озеленении территории ДОУ;
- Проведение семейных праздников, спортивных мероприятий.