Понятие и составляющие грамматического строя
Грамматический строй – это совокупность закономерностей какого-либо языка, которые регулируют правильность построения значимых отрезков речи – слов, высказываний, целых текстов.
Речь в любом языке обладает определенной структурой. Словарный запас выступает ее фундаментом, кирпичиками. Для того, чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами речи.
Грамматика – это логика языка, которая организует речь. Весь грамматический каркас состоит из трех составляющих:
- морфологии;
- словообразования;
- синтаксиса.
Формирование грамматического строя речи в дошкольном возрасте состоится, если дети смогут овладеть каждой из сторон. В таком случае правильная речь ребенка превращается в полноценное средство общения и познания, а личность дошкольника поднимется на ступеньку готовности к обучению к школе.
Формирование грамматического речевого строя в дошкольном возрасте
Освоение грамматического строя представляет сложный умственный процесс. Дети постепенно изучают правила живой речи. Ребенок еще не знаком с отношениями и связями действительности, хотя именно они представляют основу овладения грамматикой.
Первые шаги в изучении правил родного языка начинаются первыми словами, но говорить о грамматике в этот период еще рано. После двухлетнего возраста ребенок начинает использовать предложения из 2-3 слов. Только к трем годам у детей наблюдает грамматический строй речи в коротких высказываниях.
Сначала дети посредством наглядно-действенного мышления познают предметные связи, а позже это оформляется в слова и целые предложения. Дети интуитивно воспроизводят связи и отношения, которые он наблюдает вокруг себя.
Только в пять лет дети постепенно изучают синтаксис и морфологию, учатся изменению слов по родам и падежам, начинает пользоваться единственным и множественным числом существительных, применяют обобщения, стремятся к соблюдению порядка слов в предложении и к сочетаемости слов.
Усвоение грамматических норм родного языка влияет на мышление ребенка, у него появляется логика в мыслях, последовательность их озвучивания, благодаря чему отмечается формирование связной речи. Необходимо отметить, что независимо от языковой среды для овладения речью необходимо активное мышление.
Развитие морфологической стороны речи
Морфологическая система – это царство форм и их речевых свойств. Грамматический строй речи у детей формируется, когда они начинают использовать все части речи.
Систематизация речи дошкольников дает возможность выделить в их речи следующие ошибки:
- искажение существительных в родительном и предложном падежах;
- неправильное определение рода существительного и соотношения с ним прилагательного или глагола;
- придумывание глаголов, опираясь на известные детям аналогии.
Разновидностей ошибок, допускаемых детьми при формировании грамматически правильной речи, значительно больше. Но с каждым годом у ребенка все больше речевого опыта, а фонематический слух способствует восприятию грамматических форм, поэтому масса ошибок устраняется без дополнительного вмешательства.
Формирование навыков словообразования
Процесс образования снов тесно связан с морфологией. Детские попытки словотворчества помогают ребенку уяснить, что новые слова могут появляться, если внести небольшие изменения в уже знакомые слова.
Многие словообразования и словоизменения происходят посредством использования приставок и суффиксов. Безусловно, дошкольники не знают такого рода структурных понятий, но могут интуитивно выделить корень в слове и использовать его, чтобы получить новое слово.
Первыми задействуются суффиксы, которые дают возможность образовывать уменьшительно-ласкательные обозначения. У детей в активном словаре есть прилагательные «красивенький», «гладенький», или существительные «котеночек», «платочек» и др.
Способы словообразования у дошкольников часто базируются на функции, которую обозначает понятие. То есть, вместо слова «помощь», дети могут использовать слово «помогание». Родителям необходимо внимательно относиться к тому, какие слова употребляет ребенок в своей речи, и разъяснять, как правильно должен называться предмет или существо, исправлять ряд ошибочных форм глаголов и прилагательных.
Освоение синтаксиса младшими школьниками
Синтаксис отвечает за порядок слов в предложении, их сочетаемость и согласование. Синтаксическая система способствует формированию и выражению мыслей. Только речь, образованная при учете правил морфологии и синтаксиса, будет понятная для собеседника.
Ребенок выстраивает первые предложения, когда в его активном словаре содержится уже около 50 слов. До 4 лет дети формулируют преимущественно простые предложения.
В 5 лет дети активно пользуются союзами и начинают составлять сложносочиненные предложения: «Я хочу рисовать, а она не дает мне фломастеры».
Существенная роль в речи ребенка принадлежит сложноподчиненным предложениям: «Мы будем есть торт, когда придут гости». Синтаксические ошибки могут проявляться нарушением порядка слов: «Идём домой почему?» или неверным использованием предлогов «В опушке леса нашли избушку».
Синтаксические ошибки наиболее устойчивые, необходимо обращать внимание дошкольников на правильный порядок слов в предложении, объяснять уместность предлогов и демонстрировать примеры новых конструкций, чтобы предложения не выглядели однотипными.
Для формирования грамматического строя речи детей, могут быть использованы дидактические игры, помогающие усваивать им категории и понятия, а также помогают эффективно закреплять правильные словоформы, развить словесно-логическое мышление. Они могут быть проведены при использовании картинок и других наглядных материалов. Можно во время дороги в детский сад или прогулки играть «в слова».
Можно заготавливать наглядный материал с изображением каких-то образов предметов – дерева, стула и пр. Дети будут называть предмет, изображенный на картинке. Сначала предмет должен быть изображен один, а затем – несколько. И дети хорошо усвоят множественное число предметов.