Характеристика раннего возраста и его основные периоды
Ранний возраст – это этап развития ребенка, охватывающий возраст от одного года до трех лет и предполагающий формирование важнейших функций организма.
Все базовые функции, которые нужны ребенку в дальнейшей жизнедеятельности, формируются именно в раннем возрасте. Поэтому, важное значение в развитии этого возрастного периода играет воспитание. Этот процесс должен быть правильно организован и оптимально исполнен. К ребенку необходимо проявлять внимательность и контролировать процесс развития его нервно-психических процессов. Функционирование головного мозга напрямую связано с взаимодействием с окружающим миром и обществом.
Первые годы своей жизнедеятельности ребенок проходит сложный для него этап развития, сопряженный с его ростом, приобретением новых навыков и способностей. Организм ребенка развивается достаточно быстрыми темпами. Все рефлексы, привычки, речевое развитие, сенсорные способности формируются именно в это время. Ребенок растет и набирает вес, адаптируется к общественным процессам, учится жить в этом мире и следовать его правилам.
Психическое и физиологическое формирование в раннем возрасте находятся в тесной взаимосвязи. Ребенок активно осваивает предметную деятельность, знакомится с игровой, постепенно начинает приобщаться к трудовой деятельности.
Важным звеном в развитии ребенка раннего возраста выступает взрослый, который находится рядом с ним. Он является образцом, чье поведение ребенок копирует, стремится вести себя точно также, действовать, говорить, контактировать с другими людьми, как взрослый.
В раннем возрасте выделяют три основных периода развития ребенка:
- С годовалого возраста до полутора лет.
- С полутора до двух лет.
- С двухлетнего возраста до трех лет.
Рисунок 1. Особенности обучения детей раннего возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специфика развития ребенка годовалого возраста
Этот период характеризуется развитием процессов, помогающих ребенку отделить себя от взрослого, стать более самостоятельным. Ребенок активно познает и исследует окружающий мир, ему все интересно и увлекательно. Подражание поведению взрослых – основное направление деятельности ребенка раннего возраста.
В период от года до полутора лет ребенок осваивает следующие физические и психические навыки:
- Навыки хождения. Ребенок делает первые шаги, осваивая пространство. Его пространственное восприятие значительно расширяется, и он может уже отделить себя от взрослого, выполнить какие-то самостоятельные действия;
- Развитие речи. Первые слова, а порой и словосочетания произносятся ребенком именно в этот период. Речь пока носит хаотичный характер, не является до конца осознанной. Чтобы развивать речевые навыки ребенка, необходимо постоянно с ним разговаривать, объясняя функциональное предназначение предметов и их отличительны особенности;
- Расширение предметной деятельности. ребенок начинает играть не только игрушками, но и иными вещами или предметами, которые он видит. Ребенок начинает осваивать их предназначение и роль, их возможности.
Специфика развития ребенка в возрасте от полутора до двух лет
В это время начинается активное развитие и совершенствование навыков ребенка. Он начинает более активно перемещаться в пространстве, увереннее бегать, лазить, карабкаться. Он начинает понимать и выделять свое место в среде.
Речь ребенка наполняется смыслом. Он говорит уже большее количество слов, произношение которых уже носит осознанный характер. Ребенок может еще не произносить фразы, но уже понимать их смысл. Все сказанное взрослыми воспринимается, понимается и улавливается ребенком, осознается им.
В этот возрастной период начинают формироваться:
- Социальные свойства личности. Ребенок испытывает чувства любви к близким, формируются осознанные привязанности. Дети способны на проявление любви и милосердия;
- Моторные функции. Они начинают формироваться еще в младенчестве и достигают пика к двум годам. Важно, приобщать ребенка к игровой деятельности, способствующей развитию мелкой моторики.
Развивается подражание фразам и интонациям взрослых, повторение их жестов, развивается активная жестикуляция.
Ребенок становится способным различать свое настроение и осознавать чувства, которые испытывает. Он может прислушиваться к своему внутреннему состоянию и эмоциональному настрою.
Дети распознают мимические жесты и сами пробуют их выполнять.
Начинается осознание понятия «нельзя» и его причин.
Специфика развития детей от двух до трехлетнего возраста
В этом возрасте дети стремятся активно развить свои самостоятельные навыки. Они уже не хотят помощи взрослых, а только желают выполнять самостоятельные действия.
Важно выделить следующие особенности в развитии ребенка этого возрастного периода:
- Активное развитие центральной нервной системы и ее процессов. Это приводит к повышению активности ребенка, количеству его энергии и максимизации двигательных действий;
- Рост темпов физического развития;
- Развитие способностей держать под контролем свои желания и потребности, уметь ждать, терпеть, адекватно воспринимать слово «нельзя»;
- Формируется речевой аппарат. Речь ребенка становится более полной, насыщенной большим количеством слов и полностью осознанной;
- Усложняется мыслительная работа, развивается восприятие окружающего мира;
- Понимание времени, его течения;
- Осознание своего «Я» и его места в пространстве, времени, природе и социуме.
Дети в этом возрасте начинают постепенно уходить от самостоятельных игр и иной деятельности и начинают формировать навыки сотрудничества, коллективной игры, совместной деятельности.
Кроме того, к трем годам, детям прививаются основные трудовые навыки. Они передаются взрослыми: родителями и воспитателями. Причем это делается таким образом, чтобы развить желание и стремление выполнять те же самые действия самостоятельно. Активно применяются игры для развития трудовых навыков.
Многие нравственные качества формируются именно в этом возрасте. Это объясняется огромной эмоциональной отзывчивостью этого периода развития ребенка. Это помогает привить качества доброты, отзывчивости, милосердия, сострадания в ребенке.
Дети приобщаются к художественной деятельности, развиваются эмоционально и физически, осваивают окружающий мир и правила своего поведения в нем.