Динамика развития ребенка первого года жизни
Младенческий возраст – это период развития ребенка с месячного возраста до начала второго года жизни.
В течение первого года жизни происходит активное развитие ребенка. Он начинает постепенно входить в мир и вырабатывает различные рефлексы и навыки, необходимые для его жизнедеятельности.
В первые год жизни ребенок развивается физически. С ним происходят такие изменения:
- Постепенно формируется и развивается общая и мелкая моторика.
- Развивается и стабилизируется координация движений.
- Происходит развитие мышечного тонуса и механизма его реализации.
- Развиваются зрительные навыки. Зрение стабилизируется, ребенок становится способным к фокусировке и визуальному слежению, а также восприятию.
- Развивается слух. Ребенок отчетливо слышит звуки, реагирует на них, способен уловить место нахождение источника звука, его диапазон. С четырех месяц детьми воспринимаются музыкальные мелодии.
- Формируются первые речевые навыки. Ребенок произносит отдельные звуки, слоги и даже отдельные слова.
- Постепенно развиваются навыки ходьбы. Сначала ребенок учится стоять, затем передвигаться с поддержкой и после приступает к самостоятельному хождению.
В первый год жизни начинает развиваться мыслительная деятельность и постепенно формируется память.
Деятельность ребенка, в основном, наполнена чисто условными рефлексными. Он действует еще неосознанно. Он выполняет какие-то мимические жесты, реагируя на поведение и общение с ним взрослого.
Постепенно дети знакомятся с окружающей действительностью, предметами которые их окружают. Первоначально, ребенок узнает свою маму, людей, которые непрерывно или наиболее часто с ним контактируют, затем любимую игрушку. К году происходит увеличение количества предметов и вещей, которые ребенок распознает, развивается ассоциативное мышление. Ребенок способен не просто узнать предмет, но и может принести его по просьбе взрослого, найдя в куче других вещей. Период младенчества завершается развитием ассоциативной памяти.
Мыслительное развитие постепенно достигает своего пика. Дети уже могут играть в игры, подбирая формы и размеры предметов, строя сооружения из конструктора. У них уже имеется опыт какой-то деятельности, и они могут применить его в идентичных обстоятельствах.
Чтобы ребенок развивался полноценно и всесторонне, требуется активное участие взрослого в его жизнедеятельности. Ребенка нужно развивать и направлять. Взрослый общается с ребенком, способствуя его многоканальному психическому развитию. Оно носит ярко выраженный эмоциональный характер. Все психические функции не носят разграниченного характера, а полностью отражают эмоциональное состояние ребенка.
Основные направления деятельности младенца
Основными направлениями младенческой деятельности являются:
- Эмоциональное контактирование со взрослыми.
- Развитие предметно-манипулятивных навыков деятельности.
Развитие ребенка напрямую зависит от взрослого. Он выступает посредником между ним и окружающей действительностью. Эмоциональный настрой этого общения определяет нормальное, гармоничное развитие ребенка. Все потребности и желания малыша удовлетворяет взрослый. При этом, эти потребности непрерывно растут, вместе с ростом и развитием младенца. Ребенок нуждается все в большем количестве эмоций и впечатлений. Задачей взрослого является предоставление этих впечатлений и максимизация эмоций, которые будет испытывать ребенок.
Второе полугодие жизнедеятельности младенца сопряжено с развитием двигательных навыков. Если ранее ребенок просто лежал, то теперь он уже может переворачиваться, постепенно начинает ползать, садиться, разрабатывает хождение. Все это развивается в следствие его стремления к познанию окружающего мира. К концу первого года жизни он начинает манипулировать предметами и это становится его основным направлением деятельности. развить предметно-манипулятивные навыки, также, невозможно без помощи взрослых.
Развитие предметного восприятия начинается с хватания вещей, игрушек. Так прививаются первые пространственные навыки. Ребенок уже ощущает пространство и стремится взять предмет, находящийся в нем. Иногда, ему не удается взять тот объект, который ему бы хотелось. Здесь на помощь приходят взрослые, способствуя тем самым установлению ситуативно-деловых взаимоотношений с ребенком.
Навыки хождения расширяют пространственное восприятие младенца и помогают развить его самостоятельность, отделить от взрослого и стать самостоятельным человеком, способным действовать без взрослого. Это завершающий этап психического и физического развития ребенка.
Построение взаимоотношений между младенцем и взрослым
Развитие первого года жизни требует пребывания ребенка в атмосфере защищенности. Такие условия обеспечивает для него взрослый, чье присутствие дает ему ощущение близости и защищенности. Если ребенок не чувствует себя защищенным, то он не сможет открыться миру, знакомиться с ним, развиваться в его условиях. Нормальное развитие в данном случае нарушается.
Первоначально ребенок не осознает себя, свои физические и психические свойства. Он тесно связан со взрослым и способен контактировать с миром, только через него. Все эмоции и чувства младенца сопряжены с присутствием рядом взрослого.
Далее общение между ребенком и взрослым меняет свой характер и направленность. Здесь развиваться потребность ребенка в деятельности, в том числе и совместной со взрослым деятельности. осуществляется развитие привязанности, выступающей залогом полноценного психического развития. Ребенок пытается установить контакт со взрослым, различает уже близких ему взрослых и совершенно чужих людей, привязывается к наиболее важным для него взрослым.
Ребенку требуется непрерывное общение со взрослыми, чтобы развиться во всех направлениях: физически, психически, интеллектуально.