Акцентуация характера – это не выходящая за границы клинической нормы особенность характера, при которой некоторые его черты чрезмерно усилены, ввиду чего возникает избирательная уязвимость по отношению к одним психогенным воздействиям на фоне сохранения хорошей устойчивости к другим.
Акцентуация характера проявляется в том, что одни черты характера преувеличены в своем развитии, что ухудшает, тормозит развитие других черт и приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими.
При наличии у ребенка каких-то отклонений в развитии, акцентуация характера имеет определенную специфику. Она находит яркое выражение в младшем школьном возрасте.
Специфика проявления акцентуации характера в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – это период от шести до десяти-одиннадцати лет. Он связан с обучением в начальной школе, возрастным кризисом и социальной адаптацией ребенка к новым условиям социальной жизнедеятельности. Огромное значение в этот период развития имеет стресс, связанный с социальной адаптацией, принятием нового вида деятельности – учебной.
Стресс сильно сказывается на общем развитии личности и на акцентуации характера учащихся. Она, в свою очередь, приводит к развитию конфликтности в коллективе и формированию основ агрессивного поведения учащихся.
Акцентуация характера является частым явлением в младшем школьном возрасте. при этом, акцентуация характера имеет разную форму проявления у разных учащихся.
В зависимости от типа акцентуации характера происходит выделение сильных и слабых сторон развития личности, выступающих факторами развития того или иного поведения.
Следует отметить, что проявление акцентуации характера наблюдается в основном в подростковый период развития. Однако, в младшем школьном возрасте, особенно при наличии различных патологий в развитии, акцентуация характера учащихся, также, наблюдается. Она имеет следующие особенности проявления:
- Неустойчивость, повышенная активность, неспособность ждать. Такие учащиеся проявляют активность в разных видах деятельности, но не желают привыкать к порядку, соблюдать дисциплину. Они стремятся к управлению другими и быстрым сменам видов деятельности.
- Частая смена настроения. Такие учащиеся характеризуются быстрой сменой жизнерадостности и позитивного настроя апатией и снижением работоспособности. Им тяжело привыкать к смене видов деятельности, они с трудом адаптируются к меняющимся условиям, привыкают к новым жизненным обстоятельствам.
- Повышенная утомляемость и раздражительность, беспокойность. Такие признаки приводят к беспокойному поведению, частым расстройствам – плач, истерика и, даже, формированию разнородных страхов.
- Повышенная пугливость и стремление к спокойствию. Таких школьников пугает большое количество одноклассников, шум и беготня на переменах. Они желают скрыться от этого. Также, за ними наблюдается впечатлительность, причем ярко выраженная.
- Робость, неловкость и развитая интеллектуальная активность. Им трудно дается адаптация к обучению, что приводит к частым нарушениям дисциплины.
- Замкнутость, закрытость для общения с коллективом.
- Проявление капризов и озлобленности.
- Аккуратность и исполнительность. Они предполагает последовательность и медленный темп выполнения задания, дотошность каждого действия.
Проявление акцентуации характера младших школьников с нарушениями зрения во взаимоотношениях с одноклассниками
Нарушения зрения в разных формах и степени проявления усложняет процесс обучения учащихся. Кроме того, все дети с нарушениями зрения имеют сходные психологические особенности. Они проявляются в их обидчивости, ранимости, повышенной возбудимости и неспособности идти на компромиссы. Все это приводит к развитию повышенной конфликтности в коллективе учащихся.
При наличии у учащегося нарушений зрения и погружении в новую социальную среду они пребывают в состоянии шока. Они погружаются в новую деятельности, сталкиваются с новыми обязанностями, что приводит к тому, что взаимоотношения с другими учащимися, практически отсутствуют, т. е. каждый сам по себе, погруженный в свою учебную деятельность.
Сложности взаимодействия, оказывают определенное влияние на характер и поведенческие реакции учащихся. Они не могут обратиться за помощью, а переживают невозможности решения проблем, поставленных задач. Акцентуация характера в данном случае может проявляться по-разному. Одни те плачут, другие кричат и требуют обратить на них внимание, третьи - бросают выполнение задания и не желают к нему возвращаться.
Развитие навыков общения осложняется наличием патологии. Учащимся сложно устанавливать контакты и межличностное взаимодействие в новом коллективе. Если ребенок с нормальным развитием опирается на внешние качества при выборе партнеров по общению, то нарушение зрения усложняет этот процесс. Учащиеся могут обратить внимание только на конкретные личные качества, которые невозможно пронаблюдать внешне.
В связи с этим, можно выделить ряд особенностей взаимодействия учащихся с нарушениями зрения в учебном коллективе:
- Отрешенность от взаимодействия, выстраивания контактов;
- Повышенная раздражительность в случаях проникновения другого учащегося в личное пространство;
- Острое переживание учащимися своей позиции в учебном процессе;
- Неадекватность реакций на установление коммуникации другими учащимися;
- Ограниченность опыта практических действия усложняет развитие игрового взаимодействия между учащимися;
- Неразвитость навыков самоконтроля и саморегуляции поведения;
- Проявление тревожности и напряженности во взаимоотношениях с другими учащимися.
Таким образом, у учащихся с нарушениями зрения возникают сложности в общении и взаимодействии с одноклассниками. Они проявляются в частных конфликтах, погружении в себя, агрессии и апатии по отношению к коллективу учащихся. Все это требует проведения рациональной коррекционной работы.