Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы безопасности жизнедеятельности: значимость предмета и особенности методики преподавания

Целевое назначение предмета ОБЖ

Определение 1

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – это дисциплина, входящая в образовательную программу школы, ориентированная на формирование знаний о способах выживания в различных жизненных ситуациях и повышении защитных сил организма.

На ОБЖ изучаются вредные факторы окружающей среды, негативные воздействия среды на отдельного человека и все общество и способы защиты от них.

Владение знаниями о безопасности жизнедеятельности лежит в основе полноценного развития личности, поскольку, безопасность жизнедеятельности обеспечивает гармоничное развитие личности, способствует защите ее интересов и реализации профилактических мероприятий по развитию деструктивного поведения и воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Включение дисциплины ОБЖ в образовательный процесс школы нацелен на:

  • Обучение учащихся навыкам безопасного поведения;
  • Обучение учащихся навыкам защиты жизни и здоровья в различных экстремальных ситуациях;
  • Выработка у учащихся навыков гармоничного взаимодействия с социальной и природной средой.

Для реализации данных целей, материал курса ОБЖ включает в себя следующие направления обучения:

  • Безопасность и защита всех категорий граждан в условиях опасных, экстремальных, криминогенных, чрезвычайных ситуаций.
  • Получение теоретических научных знаний о здоровье и медицинских способах его коррекции.
  • Оборона государства.

Задачи обучения ОБЖ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Задачи обучения ОБЖ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспитание ценностно-ориентационных умений учащихся на уроках ОБЖ

«Основы безопасности жизнедеятельности: значимость предмета и особенности методики преподавания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На уроках ОБЖ происходит развитие у учащихся большого количества ценностно-ориентационных навыков. К ним относятся:

  • Прогнозирование развития опасных, чрезвычайных ситуаций на основании знаний их признаков и особенностей проявления.
  • Развитие навыков принятия продуктивных решений в конкретных ситуациях опасного характера.
  • Знание методов и средств защиты от ситуаций техногенного, природного, социального характера, поведения в случае катастроф.
  • Навыки видения и оценки вероятности возникновения опасных ситуаций и проведения профилактических мероприятий по их предотвращению.
  • Формирование навыков безопасного поведения в различных сферах общества и природной среде.
  • Следование концепции здорового образа жизни.
  • Выработка собственной гражданской позиции и ее рациональное, правомерное отстаивание.
  • Подготовка учащихся к осознанному выбору своего жизненного пути и профессиональному развитию.

Методы преподавания ОБЖ

Изучение основ безопасности жизнедеятельности реализуется в опоре на применение следующих методов в образовательном процессе учебного заведения:

  1. Объяснительно-иллюстративные методы. Он основывается на словесном рассказе педагога об опасных ситуациях, причинах их возникновения и способах борьбы с ними. Объяснение подкрепляется наглядными средствами, демонстрирующими специфику конкретных опасных ситуаций и способов борьбы с ними. Это дает более полное понимание материала и формирует у учащихся полноценную картину действий в конкретных опасных ситуациях. В число таких методов входит объяснение, проведение бесед, чтение лекций. Педагог дает большой объем информации по различным темам ОБЖ, которую необходимо запомнить и практически реализовать.
  2. Репродуктивные методы. Они связаны с отработкой учащимися практических действий, повторения алгоритма поведения в опасных ситуациях разного характера. Педагог дает учащимся задания на разрешение той или иной ситуации. Используя свои теоретические знания по ОБЖ, учащиеся выполняют определенную последовательность действий, операций с, имеющимися атрибутами, или с имитацией их наличия для профилактики и борьбы с опасными ситуациями.
  3. Методы проблемного обучения. Они ориентированы на активную работу учащихся в познавательном процессе. Педагог озвучивает проблему, а учащиеся ищут способы ее разрешения. Проблемная ситуация может требовать применения, имеющихся у учащихся знаний в новых условиях, выбора актуальных знаний для той или иной ситуации, а также недостаточное количество знаний и необходимость их дополнения для решения, поставленной задачи.
  4. Практические методы. Они ориентированы на отработку практических навыков действий в опасных, чрезвычайных ситуациях. К таким методам относятся разнообразные упражнения, ориентированные на многократное повторение различных действий, совершаемых в той или иной опасной ситуации. Это могут быть действия по надеванию противогазов, оказанием первой помощи и т.д.
  5. Методы моделирования. Они относятся к практическим методам обучения и предполагают моделирование на учебном занятии опасной ситуации, приближенной к реальной. Отрабатываются действия при пожаре, потопе, выбросе химических веществ, , природных катастроф и др. Это делает процесс обучения более увлекательным, наглядным, давая учащимся возможность проявить себя и свои знания в направлении защиты своей жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих.

Технологии обучения, используемые на уроках ОБЖ

В освоении основ безопасности жизнедеятельности на уроках применяются следующие виды технологий:

  • Технологии проектного обучения. Они ориентированы на работу учащихся в парах, мини-группах, а также индивидуальное исследование ситуаций криминогенного характера, действий в случае дорожных ДТП, природных катаклизмов, техногенных ситуациях.
  • Игровые технологии. Они позволяют легко и свободно воплотить опасную ситуацию, отыскать выход из нее и отработать действия, их последовательность, ориентацию в той или иной чрезвычайной, опасной ситуации.
  • Здоровьесберегающие технологии. Они ориентированы на создание и поддержание условий безопасного обучения, что особенно актуально в познании данной дисциплины.
  • Мультимедийные технологии. Они предполагают применение мультимедийных средств для демонстрации учебного материала, проведения контроля знаний учащихся и активизации их эмоциональной сферы при изучении основных понятий, категорий ОБЖ.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot