Целевое назначение дисциплины ОДНКНР
ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) – это учебная дисциплина, входящая в обязательную общеобразовательную программу с 01.09.2015 года и ориентированная на привитие молодежи ценностей общероссийской культуры, формирование представлений об этапах ее исторического развития, формирование основ духовно-нравственного взаимодействия в социальном пространстве, опирающегося на норм и ценности культуры различных народов, населяющих страну.
Данное направление имеет важное воспитательное значение. Включение этой дисциплины в образовательную программу направлено на развитие у подростков основ общей культуры, уважительного отношения к культурам и обычаям различных народов, нравственным ориентирам и ценностям отдельной нации, народности, личности. Кроме того, изучение дисциплины воспитывает моральные основы поведения личности, утверждает ценность отдельного индивида в многонациональном государстве, формирует представление о том общем, что объединяет все народы страны: история становления государства, этапы исторического развития, гражданские ценности, нормы и традиции, история формирования общечеловеческих ценностей и культурного наследия.
Внедрение дисциплины ОДНКНР в образовательную программу школы направлено на достижение следующих целей:
- Привитие учащимся основ духовности и нравственности, культурных ценностей российского государства и уважительного отношения к культурным ценностям всех народов его населяющих.
- Формирование чувства гордости за свою страну, ее народ и культуру.
- Развитие гуманистических начал и ориентиров поведения учащихся.
- Развитие свойств толерантности.
- Формирование нравственно-ориентированной, целостной личности, наделенной нормами культурного поведения и собственной мировоззренческой позицией.
Данная дисциплина предполагает введение дополнительных программ, содержание которых отвечает национальным и культурным особенностям отдельного региона, области, города или поселения. Разработка данных разделов в рамках учебной дисциплины ОДНКНР, нацелено на достижение следующих результатов:
- Воспитание навыков духовного развития;
- Умение и желание нравственно расти и развиваться;
- Формирование веротерпимости т.е. уважительного отношения к чужой вере и ее канонам;
- Усвоение общечеловеческих норм морали и норм морали отдельных народов страны;
- Принятие ограниченности своей свободы действий культурными нормами своего народа, его моральными принципами, обычаями и традициями;
- Развитие представлений о светской этике, ее основах, культуре традиционных религий и их месте в развитии общей культуры страны;
- Формирование понимания значения нравственности, религии, культуры в жизнедеятельности отдельной личности, семьи, социальной группы;
- Формирование представлений о роли традиций отдельного народа в становлении российского государства.
Основные задачи образовательной программы дисциплины ОДНКНР
Целевое назначение образовательной программы дисциплины ОДНКРН достигается посредством решения ряда задач:
- Мотивация учащихся к изучению культур, обычаев и традиций разных народов, населяющих Россию.
- Развитие познавательной активности в области ознакомления с культурными основами многонационального народа российского государства, расширение кругозора в области традиций, обычаев, нравственных ориентиров деятельности отдельных народов.
- Развитие навыков практического использования знаний в области культуры.
- Развитие интереса учащихся к истории формирования российского государства, отдельных регионов, наций и народностей.
- Формирование осознанного отношения к культуре и духовно-нравственным ценностям народов, как к основе благополучного развития общества, отдельных регионов, страны, фундамента оптимального сосуществования народов страны и всей планеты.
- Закрепление в сознании, что нравственное развитие и совершенствование лежит в основе положительного межличностного взаимодействия, межличностного общения и сосуществования граждан.
- Воздействие на эмоциональную сторону личности учащихся через компоненты культуры отдельных наций, к которым они принадлежат.
- Развитие у каждого учащегося таких нравственных качеств, как: сострадание, милосердие, терпение, уважение, любовь, забота, взаимопонимание, гордость, честь, достоинство.
- Формирование активной гражданской позиции каждого учащегося.
- Развитие патриотизма.
- Формирование внутренних установок личности, формирование ее ценностных ориентаций, нравственных ориентиров деятельности, понимание того, что гражданская позиция является основой существования и эффективного функционирования общества и определяется не только отношением себя к определенной нации, но и умением принимать другие нации с их культурой и нравственными ориентирами, уважительно относиться к ним и взаимодействовать.
- Использование практических видов деятельности, приобщающих учащихся к народному творчеству: музыке, танцам, художественному искусству, фольклору, ремеслам.
- Формирование творческих проектов в учебном процессе и мотивация учащихся к принятию участия в них. Такие проекты ориентированы на формирование творческих навыков и развитие основ духовной культуры.
Внедрение новой учебной дисциплины направлено на формирование у учащихся нового представления и понимания о сущности национальной культуры страны, культур отдельных народов, ее населяющих и понимании процессов интеграции культур, сущности и необходимости данного явления.
Принцип духовности как основа образовательной программы ОДНКНР
Образовательная программа дисциплины ОДНКРН строится на основе принципа духовности. Он объединяет философские взгляды, научные теории, религию и иные теоретические аспекты при рассмотрении культуры.
Духовность – это свойство личности человека, отражающее единство духовного, человеческого, природного и социального в нем.
Духовность выступает центральным звеном научных, гуманистических и культурных знаний. Она формируется в каждом индивиде в процессе обучения и воспитания.
Содержание образовательной программы дисциплины ОДНКНР включает в себя аспекты доброты, любви, совести, долга, чести. В ней рассматриваются подвиги народов России в разные исторические эпохи. Это реализуется через сказки, изучение народного фольклора, литературного творчества, изобразительного искусства.