Сущность научения, теории научения
Научение – это процесс приобретения индивидуального опыта и его результат.
Изменением психологических структур, которое происходит в результате научения, обеспечивается возможность дальнейшего совершенствования деятельности.
Теории научения основываются на следующих положениях:
- закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее процесс научения;
- закон эффекта: поведение, приводящее к полезному действию, вызывает снижение потребностей, поэтому будет повторяться;
- закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенных действий приводит к более быстрому их выполнению и снижает вероятность ошибок;
- закон недавности: лучше запоминается материал, который был изложен в конце урока;
- закон соответствия: наличие пропорционального соотношения между вероятностью ответа и подкреплением.
Выделяют три основные теории научения:
- теория классического обусловливания (И.П. Павлов);
- теория оперативного обусловливания (Б.Ф. Скиннер);
- теория социального научения (А. Бандура).
Теория классического обусловливания
Теория классического обусловливания базируется на учении Павлова об образовании условных рефлексов.
Принципы классического обусловливания сводятся к тому, что респондентное поведение может быть классически обусловлено. Суть этого процесса заключается в том, что нейтральный первоначально стимул начинает вызывать реакцию в связи со своей ассоциативной связью со стимулом, автоматически порождающим такую же или очень похожую реакцию.
Иными словами, основным путем управления поведениям будет управление предъявлением стимулов, которые вызывают определенный тип реакции, внешним окружением и контролем над ними. При организации определенного окружения, выработав условные рефлексы, можно сформировать у человека желаемое поведение.
Формировать условный рефлекс нужно в соответствии со следующими требованиями:
- смежность – совпадение во времени индифферентного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного раздражителя;
- повторение – многократное сочетание индифферентных и безусловных раздражителей.
Теория оперативного обусловливания
Теория оперативного обусловливание предполагает, что поведение человека контролируют его результаты и последствия. Основным путем воздействия на поведение является влияние на результат поведения.
Респондентное поведение по Скиннеру – это один из вариантов представлений Павлова о поведении, но названный обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, проявляющегося до реакции и выявляющего ее. При этом Скиннер считал, что в целом поведение животных и человека невозможно объяснить терминами классического обуславливания. Скиннер акцентировал поведение, не связанное ни с какими известными стимулами. То есть, на поведение могут воздействовать только стимулы, которые наступят после него, то есть результаты и последствия поведения.
Иными словами, ключевой структурной единицей скиннеровского взгляда является реакция.
Реакция – это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которая может быть связана с событиями окружающего мира.
Сущность процесса обучения, таким образом, - это установление связей, или ассоциаций, реакция с событиями внешней среды.
Теория социального обучения
БА. андура выступал с критикой радикального бихевиоризма, отрицающего детерминанты поведения человека, которые формируются на основании внутренних когнитивных процессов. Индивиды, для Бандуры, - не автономные системы или простые механические передатчики, которые оживляю влияние окружения, им присущи высшие способности, позволяющие им предсказать появление событий и создать средства, необходимые, чтобы осуществить контроль над тем, что воздействует на их повседневную жизнь.
Бандура рассматривал поведение человека в качестве результата взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.
Каждая из приведенных трех переменных в модели взаимного детерминизма может оказывать воздействие на другие переменные. На основании силы проявления каждой их переменных детерминирующей выступает то одна, то другая, то третья. Иногда сильнее влияние внешнего окружения, иногда внутренних сил, иногда ожидания и веры. Бандура считал, что в связи с двойной направленностью взаимодействия открытого поведения и окружающих обстоятельств, люди выступают и как продукт, и как производитель собственного окружения. Другими словами, социально-когнитивной теорией описывается модель взаимной причинности, внутри которой познавательные, аффективные и прочие личностные факторы и события окружающего мира выступают взаимозависимыми детерминантами.
Исследователями научения особый акцент ставится на подкреплении в качестве необходимого условия для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура признавал важность внешнего подкрепления, но не рассматривал его единственным способом, посредством которого возможно приобретение, сохранение или изменение поведения человека. Люди могут научаться при чтении или наблюдении опыта других людей. То есть, основываясь на предыдущем опыте, люди могут прогнозировать, что определенного рода поведение может вызвать известные им последствия.
Центральное звено социально-когнитивного взгляда на научение – положение, касающееся того, что любая новая форма поведения может быть приобретена при отсутствии внешних подкреплений. Бандура отмечал, что многое в поведении, которое демонстрирует тот или иной человек, может быть приобретено в результате примера. Человек просто наблюдает за поступками других, а потому повторяет их поведение. Данный акцент на научении посредством наблюдения или примера, а не при прямом подкреплении, и выступает наиболее характерной чертой всей теории Бандуры.