Функции социального педагога в образовательном учреждении
Социальный педагог – это специалист, который создает условия для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации в обществе.
Функции, выполняемые социальным педагогом в его профессиональной деятельности, представляют собой самостоятельные, отличающиеся по своему характеру, но вместе с тем тесно взаимосвязанные типы деятельности, которыми в совокупности обеспечивается достижение целей и качественного результата профессиональной деятельности.
Обычно такие функции сформулированы и закреплены в должностной инструкции социального педагога в конкретной социальной службе. Они выделены авторами учебников и учебных пособий по социальной педагогике. При этом функции социального педагога, которые были выделены разными авторами, могут иметь значительные отличия в количестве, названии и даже содержании.
В любом образовательном учреждении социальный педагог должен выполнять большой объем работы. Его клиентами становятся и ученики школы, и их родители или вся семья. В целом можно выделить следующие функции социального педагога:
- образовательно-воспитательная, обеспечивающая целенаправленное педагогическое воздействие на поведение и деятельность как детей, так и взрослых, а также обеспечение взаимодействия всех социальных институтов между собой, куда входят и учреждения физической культуры и спорта, средства массовой информации;
- диагностическая, предполагающая постановку социального диагноза, для чего изучают личностные особенности и социально-бытовые условия жизни ребенка, его семьи, социального окружения, и выявляются положительные и отрицательные воздействия и разнообразные проблемы;
- организаторская, состоящая из организации общественно-ценных типов детской деятельности, предполагающая помощь со стороны взрослых, педагогов и волонтеров, для оказания социально-педагогической помощи и поддержки воспитания и развития реализации программ и планов;
- прогностическая и экспертная, предполагающая участие в программировании, проектировании и прогнозировании протекания процесса социального развития конкретного рассматриваемого микро-социума, а также деятельность разных институтов по социальной работе;
- организационно-коммуникативная, предполагающая включение добровольных помощников, населения микрорайона, в котором располагается школа, в социально-педагогическую работу, организацию совместной трудовой деятельности и отдыха, налаживание взаимодействия различных социальных институтов в процессе их взаимодействия с детьми и семьями;
- охранно-защитная, подразумевающая использование имеющегося арсенала правовых норм, чтобы защитить права и интересы личности, оказание помощи в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности по отношению к лицам, которыми были совершено прямое или косвенное противоправное воздействие на подопечных социального педагога;
- посредническая, предполагающая оказание помощи в осуществлении связи в между семьей, ближайшим окружением ребенка и образовательным учреждением.
К названным выше функциям можно добавить еще одну, не менее важную – самообразование. Любой профессионал понимает важность постоянного пополнения своего интеллектуального багажа. Это можно отнести и к социальному педагогу.
Иными словами, профессиональная деятельность социального педагога может существенно отличаться в том или ином образовательном учреждении, но его функции должны быть структурированы, в первую очередь, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности ребенка: его семьи, школы, которую он посещает и его микросоциального окружения.
Роли социального педагога
Социальный педагог или социальный работник школы является своего рода посредником, связующим звеном между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, учреждениями и организациями, которые должны заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Социальные педагоги помогают наладить взаимопонимание между отдельными людьми и их окружением, оказывают воздействие на взаимодействие организаций и институтов социального воспитания, а самое главное, воздействуют на социальную политику в конкретном районе или микрорайоне.
Социальный педагог школы является своего рода адвокатом, защитником интересов и законных прав ребенка, его семьи, разных категорий населения. Он может помочь человеку добиться социальной справедливости, в полной мере реализовать свои способности, использовать свои ресурсы. Социальный работник – участник совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатор этой деятельности. Вся его деятельность направляется на то, чтобы побудить человека к действию, творчеству и инициативе.
Также социальный педагог помогает людям развивать способность самостоятельного решения своих проблем.
Помимо того, социальному педагогу характерна роль психотерапевта и наставника семьи, детей и окружающих их людей. На протяжении нескольких лет он ведет семью, заботится о ее психическом здоровье, нравственных и общечеловеческих ценностях и своевременном разрешении всех возникающих проблем.
В добавок ко всему, социальный педагог предотвращает и разрешат конфликтные ситуации своих клиентов, побуждает человека действовать, помогая ему восстановить взаимовыгодное взаимодействие с иными членами общества, а также поддерживает, развивает и возглавляет социальные инициативы граждан, которые направлены на оздоровление окружающей среды.