Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные формы организации профессионального образования

Виды профессионального образования

Определение 1

Профессиональное образование – это система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также через обучение на производстве.

Подготовка может быть осуществлена в нескольких формах:

Профессиональную подготовку осуществляют, чтобы сформировать у слушателей и студентов навыки, необходимые для будущей работы. Данный процесс состоит из нескольких этапов профессиональной подготовки:

  • первый уровень – начальное профессиональное образование, учебными программами которого подразумевается обучение в профессионально-технических училищах и лицеях после того, как получено основное общее образование;
  • второй уровень – среднее профессиональное или среднее специальное образование, осуществляемое в техникумах и колледжах;
  • третий уровень профессиональной подготовки – высшая профессиональная подготовка. В современной системе образования выделено три ступени данной формы профессионального образования: бакалавриат, специалитет и магистратура.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет возможности по повышению уровня научной и педагогической квалификации и образования, но только для тех, у кого уже есть высшее образование. Обучение может идти по программам аспирантуры, докторантуры, адъюнктуре, ординатуре и пр.

Формы профессионального образования

На сегодняшний день существует масса путей получения профессионального образования. Обучение может идти в стенах образовательного учреждения, для которого профессиональная подготовка – основной вид деятельности, а также на базе организации, которая не занимается непосредственным образованием, но производит подготовку для определенной профессиональной деятельности.

Любое учебное заведение в своей работе решает ряд задач:

  • профессионально подготавливать по определенной специальности;
  • переподготовить кадры – формы переподготовки могут быть краткосрочными, когда ученики получают особый диплом о профессиональной переподготовке за 1-2 года;
  • повысить квалификацию специалистов или получить им смежные специальности, чтобы расширить круг обязанностей на основном месте работы или получить допуск к новым типам деятельности.
«Основные формы организации профессионального образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На основании активности учеников и условий, в которых будет протекать процесс обучения, выделяют массовые формы (лекции), групповые (практические и семинарские), а также индивидуальные формы организации обучения (консультации и домашние работы). В качестве особой формы организации образования могут выступать экзамен и зачет.

Лекция – это традиционная форма профессионального образования. Лекции предполагают системное, доказательное и широко аргументированное изложение информации

К функциям лекции относят:

  • стимулирующую – преподаватель на лекции может давать задания, акцентирующие внимание на отдельных моментах;
  • контрольно-диагностическую – контроль за качеством усвоения знаний;
  • информационную – передача знаний через монологическую форму общения.

Семинарские занятия обычно представляют практические формы организации учебной деятельности студентов. Выделяют 2 основные формы семинарских занятий: теоретическое изучение материала, а также выработка определенного объема умений и навыков.

К функциям семинарских занятий относят:

  • более подробное изучение важных и сложных тем;
  • расширение знаний, учитывая специфику профессиональной подготовки специалиста;
  • приобщение студента к практической деятельности, проверка, закрепление и совершенствование получаемых ими знаний, умений и навыков;
  • приучение к самостоятельной работе с источниками по специальности;
  • воспитание потребности высказывать свою точку зрения, видение проблемы, приводить аргументы к высказанному суждению.

Формы организации образовательной деятельности в вузе

Лекционно-семинарская система обучения сформировалась в момент появления первых университетов, и представляет собой основу работы всех вузов. Основные составляющие этой системы – лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации и прохождение практик. Чтобы ее применять, необходимо, чтобы у учащихся был изначальный достаточно высокий уровень учебно-познавательной деятельности, наличествовали сформированность общенаучных навыков и умение самостоятельно добывать знания.

Дисциплинарная система организации образовательной деятельности, применяемая в вузах, – это организация образовательной деятельности на основании постепенного и последовательного изучения дисциплин. Общие требования к организации образовательного процесса в вузе установлены законодательством.

Многие недостатки традиционной дисциплинарной системы обучения обусловливают необходимость устранить модульную форму организации образования. Сущность данного подхода заключается в том, что отдельные блоки учебного материала должны быть максимально обособлены. Каждым модулем должно обеспечиваться достижение определенной дидактической цели. Учебный материал, который охватывается модулем, должен быть законченным блоком, чтобы была возможность сконструировать единое содержание из нескольких модулей, не нарушая логичность изложения материала.

Еще одним методом организации учебной деятельности выступает проектное обучение. Основная идея данного метода – обучать на активной основе, посредством целесообразной деятельности учащихся, в соответствии с его личным интересом в этом знании.

Отличительная особенность данной формы организации образовательного процесса – получение необходимых знаний, умений и навыков не в процессе изучения определенной дисциплины, в при работе над определенным проектом.

Метод проектов может быть определен в качестве способа обучения посредством детальной разработки проблематики, которая должна быть завершена реальным и осязаемым практическим результатом, который имеет определенный жизненный контекст.

Дата последнего обновления статьи: 02.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot