Основные проблемы преподавания черчения в современной школе
В современном обществе наблюдается тенденция сокращения числа специалистов в области черчения и направлений с ним связанных. Данная дисциплина постепенно теряет свою значимость и актуальность. Большинство выпускников школ выбирают специальности, которые никак не связаны с черчением, что обусловлено снижением спроса на рынке труда к специалистам инженерных специальностей. Фактически количество производственных предприятий сокращается, и инженеры становятся невостребованными специалистами. Однако, уже сейчас наблюдается их нехватка.
Конечно, черчение входит в программу обучения таким специальностям, которые довольно сложны и трудоемки для освоения. Выпускники школ, предпочитают пройти краткий курс черчения в школе и забыть о нем раз и навсегда, освоив специальность в сфере услуг и управления.
Кроме того, современные информационные технологии, компьютерные средства позволяют создавать чертежи, макеты, конструкторские планы гораздо более быстрыми темпами и с помощью минимального количества специалистов.
Техническое развитие идет быстрыми темпами. Но специалисты в области черчения сокращаются и их востребованность падает. Это парадокс современного мира. При этом, нельзя сказать о том, что черчение как учебная дисциплина теряет свою актуальность. Оно имеет важное познавательное и развивающее значение. Возможно, знания в области черчения, построения чертежей не пригодятся в профессиональной деятельности учащихся, но навыки пространственной ориентации, развитие пространственных представлений имеют огромное значение для общего развития учащихся, их будущей производственной деятельности, работы в сфере услуг, менеджмента, педагогики и иных областях.
В современном образовательном пространстве общей школы возникает ряд сложностей с преподаванием дисциплины «Черчение». Несмотря на ее актуальность и необходимость, реализуется тенденция полного отказа от данной дисциплины. Это объясняется наличием следующих проблем:
- Отсутствие педагогов по черчению. В связи с сокращением количества специалистов в области черчения, преподавать данную дисциплину становится все меньше желающих.
- Отсутствие специальных помещений и инструментария для обучения. Черчение проходит в обычных классах школы, в которых не имеется нужного инструментального обеспечения для продуктивного освоения данной дисциплины.
- Отсутствие учебных пособий по черчению. Современной методической литературы по черчению не существует. Все учебники старых изданий и, вообще, их довольно малое количество. Кроме того, они отсутствуют в школьных библиотеках.
- Отсутствие дидактического материала, демонстрационных макетов, раздаточного материала, наглядных пособий.
- Включение учебной дисциплины в образовательную программу. Как правило, уроки черчения являются необязательными в современной школе. Они представляют собой дополнительные занятия, либо, включены в обязательную программу только для учащихся классов специальных технологических направлений (если такие имеются в школе). Поэтому учащиеся, практически, не посещают данные уроки.
- Отсутствие мотивации к освоению дисциплины. Учащимся и родителям не разъясняется значимость предмета для общего развития. Так как большинство не планирует поступление на техническую специальность, то и не видят надобности в освоении дисциплины.
- Наличие ошибок в учебниках. В учебнике по черчению, который является основным, рекомендуемым к применению в обучении данной дисциплине, имеется огромное количество ошибок, опечаток, допускаются неточности. Несколько лет подряд он переиздается с их сохранением. Это очень серьезная проблема современного образования и преподавания дисциплины «Черчение». Освоение графической техники, пространственных представлений не имеет должного эффекта, если учебная литература содержит реальные ошибки.
Недостоверность учебной информации в учебной литературе по черчению
Современные учебники по черчению содержат грубые ошибки, которые не исправляются в течение нескольких десятилетий. Они приводят к тому, что процесс преподавания, передачи знаний и навыков, реализуется неверно, а значит не имеет должной эффективности. А неправильное построение графических моделей в профессиональной практике приводит к реальным катастрофам, влекущим за собой материальный ущерб, моральный ущерб, травмы и смерти.
Рассмотрим учебник, рекомендуемый Миноборонауки РФ к применению в обучении дисциплине «Черчение». Автором этого учебника является В.В. Степакова, которая, допустила при его написании, ряд очевидных ошибок, но ответственности за них, так и не понесла. К ним относятся следующие:
Тема «Построение эллипса». При определении фокусов на большой оси эллипса предлагается следующий порядок действий:
- Деление оси на две части и установление новой точки – А;
- Построение окружности с центром в точке А;
- Соединение начальной точки оси эллипса с точкой пространства – В;
- Величина полученного отрезка является половиной фокального расстояния эллипса;
- От точки, являющейся другим концом оси эллипса – С проводится в две стороны отрезки и отмечаются две точки F1 и F2, являющиеся фокусами эллипса.
Технология построения достаточно сложная и непонятная. Можно было отложить циркулем отрезки DF1 и DF2, поскольку сумма расстояний от любой точки эллипса до фокуса равна величине большой оси эллипса. Это дает учащимся понятие величины фокусного расстояния эллипса и упрощает работу. Однако, авторы учебника предпочли создать какую-то сложную и непродуктивную технологию построения.
Тема «Виды». В ней наблюдается неверное, искаженное формулировка понятия «местный вид», а также, рисунок, якобы его демонстрирующий, на самом деле отображает дополнительные виды, еще и наблюдаются ошибки в буквенном обозначении.
Тема «разрезы». Наличие неверного выполнения горизонтального разреза. То, что отображено на рисунке вообще не соответствует реальности: фигура сечения в разрезе совершенно не соответствует наглядному изображению.
Тема «Правила нанесения размеров на чертежах». Здесь имеется ряд ошибок. Например, наглядное представление о нанесении размеров в шахматном порядке имеет вид какого-то косо расчерченного столбца, а знаки обозначения шероховатости поверхности используются совершенно новые, но не имеющие подтверждения в наглядном виде, поскольку ссылка на приложения оказывается не существующей.
Это только несколько ошибок, которые искажают реалии графических пространственных представлений.
Помимо того, что в учебнике автор неверно представляет информацию, допускает ошибки, так в него еще и добавляются типографские нарушения. Работа редакторов совершенно не продуктивна в данном случае.
Таким образом, сложно научить учащихся правильному выполнению чертежей, если в учебниках имеются такие грубые ошибки.