Использование театральной деятельности в общем развитии дошкольников
Театральная деятельность – это важное направление и средство развития дошкольников.
Искусство, театральное творчество ориентировано на раскрытие творческого потенциала ребенка. Театральная деятельность в виде игр помогает сформировать у ребенка дошкольного возраста основы нравственности, сформировать эстетическое восприятие окружающей действительности, развить речь ребенка и активизировать его коммуникативные навыки.
Использование театральной деятельности для развития дошкольников обусловлено следующими аспектами:
- Понятность театрального творчества ребенку;
- Связь театрального творчества с игрой;
- Необходимость применения гибких методов обучения;
- Распределение ролей, их проигрывание активизирует коммуникативные навыки ребенка;
- Формирование основ познавательной активности;
- Принятие на себя разных социальных ролей и моделей социального поведения в ходе проигрывания театральных сцен;
- Преодоление страха перед попаданием в социальную среду, установлением социальных контактов;
- Формирование интереса к разным видам деятельности, заложенным в основу театрального творчества;
- Преодоление робости, застенчивости, неуверенности в себе ребенка;
- Подражание образцам добродетели и хорошего поведения, носителем которого выступают персонажи театральных постановок.
Все эти факторы обуславливают применения театрального творчества не только в общем развитии дошкольника, но и в обучении ребенка иностранному языку. Проигрывание ролей на иностранном языке способствует более устойчивому закреплению иностранных слов и фраз в памяти, а соответственно развивает навыки свободного говорения ребенка на иностранном языке.
В ходе театральных постановок происходит формирование устойчивого интереса ребенка к познанию языка. Детям интересен данный вид деятельности, она вызывает у них эмоциональный подъем, а соответственно способствует более лучшему и продуктивному освоению языка.
Методические аспекты использования театральной деятельности на занятиях английского языка дошкольников
Использование театрализованной деятельности при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте нацелено на развитие у детей основ коммуникативного взаимодействия на иностранном языке, а также лингвистических способностей.
В основе методической работы по подготовке театральной деятельности дошкольников, ориентированной на проигрывание сцен на иностранном языке, лежат следующие положения:
- Мотивация детей к изучению иностранного языка.
- Погружение дошкольников в театральное творчество, приобщение к нему.
- Отработка навыков правильного произношения иностранных слов.
- Активизация практических навыков применения иностранной лексики в реальном общении.
- Драматические постановки формируют привязанность детей друг к другу, что развивает основы коммуникативного взаимодействия.
- Обучение дошкольников полноценному общению на иностранном языке: построение монологов и ведение диалогов.
Чтобы театральная деятельность принесла должный познавательный эффект при ее применении на занятиях по английскому языку, необходимо соблюдение следующих методических рекомендаций:
- При выборе произведения или отдельной сцены, подлежащей проигрыванию дошкольниками, необходимо учитывать интерес детей, их эмоциональный отклик на данное произведение.
- Выбор знакомых произведений. Следует выбирать сказки, известные детям с раннего детства. Они упрощают вживание в роль. Персонажи знакомы детям, и они могут поставить себя на их место.
- Игровая форма занятия. Театральные постановки на английском языке реализуются в игровой форме, наделенной театральным компонентом.
- Проведение предварительных репетиций. Они, также, организуются в форме игры. Актуально использование кукольного театра. Предварительно сцены проигрываются на русском языке, а затем осуществляется переход на иностранную речь.
- Помощь педагога в проигрывании спектакля. Поскольку, спектакль проигрывается на иностранном языке, то ребенок может забыть слова, не вовремя произнести их и т.д. Педагог помогает детям правильно и вовремя произносить слова и фразы на английском языке;
- Искусственное формирование языковой среды, присущей носителям английского языка. Необходимо приблизить дошкольника к реалиям языкового иностранного общения;
- Использование наглядных средств языкового познания. Для объяснения ребенку значений различных английских слов и фраз, используемых в театральных постановках, необходимо демонстрировать им с помощью картинок и иных наглядных средств их значение.
- Многократное повторение сцен. Репетиции должны быть неоднократными. Материал требует повторения для более устойчивого закрепления в памяти.
Принципы обучения языку театральными средствами
Использование театральной деятельности при изучении иностранного языка дошкольниками опирается на следующие принципы:
- Принцип доступности и посильности. Театральные роли, количество и содержание слов и фраз на иностранном языке должно быть достаточным для освоения дошкольниками конкретной возрастной группы. Нельзя перегружать детей. Это не приведет к полноценному освоению разговорной английской речью.
- Принцип активности. Театральные сцены должны стимулировать дошкольников к активному взаимодействию на иностранном языке.
- Принцип коллективного взаимодействия. Он означает создание обстановки сотрудничества между детьми на занятии. Приобщение к коллективу, нахождение каждым дошкольником своего места в нем.
- Принцип наглядности. Он основан на использовании наглядных средств языкового познания.
- Принцип вариативности. Он означает применение разных сцен для проигрывания, задействующих разные виды речевой деятельности.
- Принцип прочности освоения лексики. Многократные повторения слов и фраз на иностранном языке расширяет словарный запас дошкольника. Он необходим для полноценного воспроизведения своей речи, согласно проигрываемой роли.