Понятие тревожности у детей
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется склонностью человека к частому переживанию чувства тревоги по относительно мелким поводам.
Согласно результатам мониторинговых исследований по проблеме готовности детей к школьному обучению существенно возросло количество тревожных детей старшего дошкольного возраста, которых отличают повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, неумение общаться со сверстниками и взрослыми. В коррекции детской тревожности особое место отведено психологу.
Тревожность, в отличие от страха, который возникает в ответ на конкретную угрозу, является специфическим эмоциональным состоянием – генерализованной беспредметной настороженность. Она говорит о том, что у человека постоянно присутствует какой-то источник беспокойства, который он не осознает, не объективирует и не воспринимает как фрустратор.
Тревожность в психологической сфере может проявляться изменением уровня притязаний личности, снижением самооценки, решительности и уверенности в себе. Повышенный уровень тревожности характеризуется пессимистическими установками – ожиданием неудач, неприятностей. При высоком уровне тревожности обычно блокируется активность, что приводит к торможению развития ребенка.
Цель программы снижения детской тревожности – повысить уверенность в своих силах и эмоциональную устойчивость у дошкольника через снятие эмоционального и телесного напряжения.
Структура программы включает работу психолога с детьми, родителями и учителями.
К основным задачам программы относят:
- сформировать положительное эмоциональное настроение и атмосферу безопасности в группе;
- снизить уровень тревожности у детей, за счет того, что они преодолеют свои страхи, будет снято излишнее напряжение и состояние психического дискомфорта;
- повысить уровень активности и навыки самоконтроля детей;
- выработать у детей чувство самоценности;
- помочь сформировать у детей адекватную самооценку и повысить уверенность в собственных силах;
- помочь снизить тревожность в ходе межличностного взаимодействия посредством овладения способами установления отношения с другими людьми;
- помочь детям научиться различать и определять собственные чувства, переживания и развить их эмоциональное самовыражение;
- помочь детям освоить ряд новых социально приемлемых стратегий поведения;
- повысить педагогическую и психологическую грамотность воспитателей и родителей.
Методы помощи тревожным детям
Выделяют ряд основных методов психолого-педагогической помощи детям в ситуации тревожности:
- прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;
- танцевальная терапия – психотерапевтическое использование движения и танца в качестве процесса, способствующего интеграции физического и эмоционального состояния личности;
- цветотерапия – немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая биологически активная зона организма реагирует на какой-то цвет. Воздействие определенным цветом происходит на орган зрения, а через зрительный анализатор – на нервную систему и пр.
Арт-терапия может решить следующие задачи в ДОУ:
- развить познавательно-речевую активность и корректировать поведение;
- гармонизировать эмоциональное состояние детей;
- расширить кругозор посредством приобщения детей к культурному наследию (литературе, театру, живописи, музыки);
- раскрыть творческий потенциал;
- развить оригинальность мышления;
- улучшить внимание и память;
- сформировать активную жизненную позицию;
- повысить самооценку;
- развить коммуникативные умения.
Еще одно важное педагогическое условие преодоления тревожности у детей дошкольников – работа с родителями.
В соответствии с законом «Об образовании», одна из основных задач, которые стоят перед ДОУ – взаимодействовать с семьей, чтобы обеспечить полноценное развитие детской личности. Для этого разработан новый ФГОС ДО, соответствующий новым социальным запросам, и в котором огромное внимание уделено работе с родителями.
ФГОС ДО говорит о том, что работа с родителями должна быть дифференцированной, принимать во внимание социальный статус и микроклимат в семье, запросы родителей и степень их заинтересованности деятельностью ДОУ, повышать культуру педагогической грамотности семьи.
Одно из требований к психолого-педагогическим условиям – обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, а также охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад должен:
- информировать родителей и общественность по вопросу целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, причем информировать не только семью, но и всех заинтересованных лиц, вовлеченных в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость системы дошкольного образования;
- создать условия для участи родителей в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей в непосредственную образовательную деятельность, включая создание образовательных проектов вместе с семьей, на основании выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы семьи;
- создавать условия поиска, использования материалов, которые обеспечат реализацию Программы, включая информационную среду, а также для обсуждения с родителями вопросом, связанных с их реализацией.
Главной целью педагогов ДОУ является оказание профессиональной помощи семье воспитанников с тревожностью, при этом необходимо не подменять семью, а обеспечивать более полную реализацию ее воспитательных функций.
Признание приоритета семейного воспитание предполагает абсолютно иные линии отношений семьи с дошкольным учреждением. В первую очередь, чтобы сформировать педагогическую компетентность родителей, необходимо соблюдать принципы сотрудничества и взаимодействия.