Особенности организации проектной деятельности на уроках информатики на разных этапах обучения
Проектная деятельность – это деятельность, ориентированная на достижение конкретной цели, решение определенных задач с лимитированным временем реализации, творческой ориентацией и получением определенных результатов.
Проектная деятельность является важной технологией обучения. Она имеет практическую направленность и развивает творческие навыки деятельности. потому, проекты активно применяются в образовательном процессе на всех его этапах при изучении всех дисциплин.
Информатика – это учебная дисциплина, ориентированная на изучение теоретических аспектов научно-информационной деятельности и освоение практических навыков работы с информационными ресурсами разного рода.
Информатика знакомит учащихся с методами сбора, хранения, обработки информации, ее воспроизведения, передачи, анализа и оценки посредством использования современных электронных ресурсов: ПК, сеть Интернет и др.
Знания, постигаемые на уроках информатики, имеют широкое применение в современном обществе. Они необходимы во всех областях и сферах жизнедеятельности.
Метод проектов является одним из актуальных приемов организации познавательной информационной деятельности учащихся на всех этапах обучения: общеобразовательная школа, профессиональное обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров.
Если рассматривать общеобразовательную школу, то проектная деятельность реализуется на уроках информатики с учетом психологических параметром развития учащихся на конкретном этапе обучения. Также, проекты выбираются в зависимости от педагогических возможностей их реализации.
Рассмотрим варианты проектной деятельности, реализуемой на разных этапах обучения:
- Проектная деятельность для учащихся средней школы (5-7 классы). На данном этапе применяются небольшие по объему и содержанию проекты. Также, сложность их выполнения находится на низком уровне. Как правило, проектная деятельность опирается на работу в программе Paint. Она носит творческую ориентацию и развивает воображение учащихся. Также, проекты делаются по итогам изучения определенного раздела, курса т.е. требуют выполнения разных операций в тех программах, которые были изучены, применения определенных теоретических знаний в практической деятельности.
- Проектная деятельность учащихся 8-9 классов. Проекты характеризуются длительностью выполнения и большим объемом содержания. Они направлены на расширения информационных навыков учащихся, применение теории на практике, самостоятельную работу учащихся и ориентацию на самообразование. В этот период создаются мультимедийные проекты, осуществляется разработка web страниц и, даже, сайтов. Однако, индивидуальные проекты на данном этапе обучения, практически не используются. Идет командная работа. Как правило, в мини-группах. В этот период идет обучение работе в программах Microsoft office. Поэтому проектная деятельность, в основном, связана с работой в программах данной группы.
- Проектная деятельность учащихся старшей школы. В 10-11 классах проекты носят профессиональную направленность. Многие учащиеся уже определились или только определяются с выбором будущей профессии и знают, какие информационные навыки им необходимы. Проекты в этот период носят исследовательский характер и индивидуальную направленность. Учащиеся самостоятельно проводят исследования. Они выполняют такие проекты, которые требуют применения комплексных знаний из курса информатики. В старших классах на уроках информатики изучаются основы программирования, системы и алгоритмы программирования, механизмы их разработок. На этой основе и строится проектная деятельность.
Каждый проект имеет разную длительность. На уроках информатики выполняются мини-проекты. Более объемные по содержанию и длительности выполнения проекты даются на самостоятельную домашнюю работу и охватывают, также, разные временные промежутки исполнения: от одного дня до нескольких месяцев.
Примеры проектов по информатике
На уроках информатике общеобразовательной школы могут быть использованы следующие виды проектной деятельности:
- Проекты по созданию кроссвордов на определенную тему в программе Microsoft Word. Такие проекты носят практико-ориентированный характер и требуют использования знаний и навыков работы с разными шрифтами, автофигурами, форматами представления данных, таблицами и фигурами. Такие проекты актуально использовать на этапе обучения в средней школе: 5-8 класс.
- Проекты по созданию презентаций в Microsoft PowerPoint. Они требуют от учащихся использования навыков работы с программой PowerPoint, создания презентаций, подбора для нее информации из разных источников, иллюстраций и их компоновку. Презентации создаются по разным темам.
- Проекты исследовательского характера. Они связаны с работой в программе Microsoft Exel. Происходит подсчет количественных данных разных социальных процессов и явлений. Учащиеся могут заполнять статистические таблицы, проводить опросы, вести подсчеты показателей успеваемости в школе и т.д.
- Проекты мультимедийного характера. Они связаны с созданием анимационных фильмов, видео роликов. Используются прикладные программы для обработки видео файлов: наложение звука, субтитров и т.д. Применяются программы для обработки звука, графической и мультимедийной информации.
- Проекты по моделированию. Они связаны с созданием интерактивных моделей, процессов, явлений. Также, сюда же входит работа с базами данных.
- Создание тематических сайтов. Данные проекты применяются в 11 классе, когда изучаются основы алгоритмы программирования. Учащиеся создают различные тематические сайты. Это может быть сайт школы, сайт класса. Сайт наполняется информацией: текстовые, фото и видеоданные.