Понятие и сущность проектной деятельности
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей (законных представителей), которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приемы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
В настоящее время, проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста применяется с целью обеспечения познавательной активности детей. Это связано с тем, что проектная деятельность интегрирует в себе различные виды деятельности дошкольников. В основе проектной деятельности заложен проект.
Проект – это комплекс конкретных действий, организованных педагогом, направленных на разрешение наиболее актуальной для развития ребенка проблемы.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Сущность проекта заключается в том, что он основан на общем интересе всех участников, реализуется посредством активной творческой деятельности и завершается реальным практическим результатом.
Организация проектной деятельности начинается с составления плана, а именно с разработки примерного плана работы педагога по его подготовке:
- Выявление наиболее актуальных проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, постановка на их основе главной цели проекта.
- Постановка задач, постепенное решение которых необходимо для достижения главной цели проекта (может осуществляться совместно с методистом ДОУ и родителями воспитанников).
- Привлечение к реализации проекта «узких» специалистов (психолог, логопед и т.д.).
- Составление плана-схемы проекта.
- Осуществление сбора необходимой информации и материалов по проблеме проекта.
- Наполнение содержания (план-схемы) проекта занятиями, играми и иными видами детской деятельности.
- Подготовка домашнего задания, а также заданий для самостоятельной работы.
- 8 Проведение открытого занятия, на котором его участникам демонстрируется презентация проекта.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой такой вид организации педагогического процесса, при котором осуществляется непосредственное взаимодействие воспитателя и воспитанников, а также активный способ взаимодействия детей с окружающей средой. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов достижения поставленных целей.
Структура проекта
Организация проектной деятельности, предполагает соблюдение установленной структуры проекта:
- Совместное с детьми определение цели проекта – воспитатель вместе с детьми выбирает наиболее интересную и актуальную тему, учитывая возможности детей. Цель, которая ставится, должна быть посильна детям.
- Непосредственная разработка проекта – включает в себя составление плана. На этом этапе воспитатель, совместно с детьми, определяют к кому они могут обратиться в процессе проектной деятельности, для решения различных задач. Кроме того, воспитатель и дети, изучают различные источники информации и материалы по теме проекта.
- Практической выполнение проекта – в зависимости от возраста воспитанников, работа осуществляется либо детьми самостоятельно, либо с помощью и под руководством воспитателя.
- Подведение итогов проектной деятельности – осуществляется оценка всех полученных результатов, определяются темы и задачи для новых проектов.
Необходимо отметить, что структура проектной деятельности обязательно должна включать в себя:
- Разнообразные наглядности (видео, репродукции, иллюстрации, макеты и т.д.) – это связано с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и восприятие. Для того, чтобы решение задач было детям по силам, а усвоение материала осуществлялось эффективно, проект следует насытить наглядным материалом.
- Осуществление активизации имеющегося у детей опыта (драматизации, беседы и т.д.).
- Проведение ежедневной рефлексии – необходимо с целью своевременного выявления и устранения проблем.
- Привлечение родителей (законных представителей) к участию в проектной деятельности.
- Проведение выставок и презентаций, которые покажут полученные детьми результаты.
Виды проектной деятельности
В настоящее время проекты классифицируются на виды, в зависимости от ряда признаков:
В зависимости от количества участников:
- групповые;
- фронтальные;
- индивидуальные.
В зависимости от целевой установки проекта.
В зависимости от темы:
- игровые;
- исследовательские;
- творческие;
- информационные.
В зависимости от сроков реализации проекта:
- долгосрочные
- средней продолжительности;
- краткосрочные.
Помимо видов, проекты принято делить на типы:
- Исследовательско-творческие проекты – это проекты, основе которых заложено детское экспериментирование. Все полученные результаты дети представляют в виде драматизации, газеты, презентации и т.п.
- Ролево-игровые проекты – это проекты, которые содержат различные игровые элементы, в процессе проектной деятельности дети входят в образ различных персонажей и с их помощью решают проблемные ситуации и задачи.
- Информационно-практико-ориентированные проекты – это проекты, в ходе которых дети занимаются сбором информации об объекте исследования, обобщают, анализируют и реализуют всю собранную информацию. По окончанию проекта дети знакомят других воспитанников группы или детей из других групп ДОУ с полученной информацией, делятся своими открытиями.
- Творческие проекты – это проекты, у которых нет четко проработанной деятельной структуры, она только лишь намечена в виде плана, который развивается в процессе проектной деятельности, ориентируясь на ожидаемый конечный результат.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.