Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация индивидуальной воспитательной работы

Определение 1

Индивидуальная воспитательная работа – это система психолого-педагогического воздействия на конкретного воспитанника (учащегося), организованная с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, с целью полноценного и всестороннего развития.

Цель, задачи и система индивидуальной воспитательной работы

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя ряд взаимосвязанных элементов:

  • субъект (педагог) и объект (воспитанник) индивидуальной воспитательной работы;
  • цель и задачи;
  • план работы;
  • индивидуальные особенности и потребности ребенка;
  • оптимальные методы, формы и приемы педагогического воздействия на воспитанника, с целью формирования у него ряда положительных личностных качеств;
  • реализация индивидуальной воспитательной работы;
  • контроль и коррекция воспитательного воздействия.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются под воздействием ряда факторов:

  • на основании всестороннего и полного изучения и учета индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников, их личностных качеств, «сильных» и «слабых» сторон;
  • на основании осуществления выбора оптимальных и эффективных методов и форм психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у воспитанника положительных качеств личности, необходимых для дальнейшего полноценного развития, оказание педагогической помощи в выявлении и устранении причин недостатков;
  • на основании систематического анализа полученных результатов, с целью корректировки и повышения эффективности индивидуального воспитательного воздействия на личность ребенка.

Основными целями и задачами индивидуальной воспитательной работы являются:

  1. Психолого-педагогическая реабилитация детей посредством коррекционного обучения и воспитания.

  2. Организация эффективных психолого-педагогических и социальных условий для успешной адаптации воспитанников к образовательному процессу.

  3. Выявление и устранение различных причин нарушения межличностного взаимодействия между воспитанниками.

  4. Организация и реализация мероприятий, направленных на коррекцию воспитания:

    • исследование индивидуальных особенностей личности ребенка;
    • диагностирование и коррекция отклонений личностного развития;
    • коррекция ряда личностных качеств (самооценка, неуверенность в себе и т.п.);
    • помощь в овладении навыками самовоспитания, саморазвития и саморегуляции;
    • формирование эффективных форм взаимодействия с окружающими;
    • профилактика вредных привычек.
  5. Осуществление психолого-педагогического просвещения среди педагогических работников (воспитателей, учителей и т.д.).

  6. Профилактика неверного педагогического поведения и действий среди педагогов, воспитателей и родителей, по отношению к детям (воспитанникам, учащимся).

  7. Организация и проведение консультационной работы с педагогами, родителями и детьми.

«Организация индивидуальной воспитательной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы

Организация индивидуальной воспитательной работы основана на ряде принципов:

  1. Ежедневное внимание к каждому воспитаннику, в сочетании с высокими требованиями и заботой о его жизни, здоровье, досуге и т.д.
  2. Требования к детям, со стороны педагога и родителя должны быть основаны на положениях «Конвенции о правах ребенка».
  3. Требования, предъявляемые к ребенку со стороны взрослого (педагога или родителя), должны быть определенными, конкретными и понятными.
  4. Методы и формы воспитательного воздействия должны органически сочетаться с уважением к личности ребенка.
  5. Соблюдение чувства меры в критике недостатков ребенка, основной упор в воспитании на его положительные качества. Критика должна быть доброжелательной и аргументированной. Критиковать необходимо поступки ребенка, а не его личность.
  6. Подход к воспитанию ребенка должен быть основан на глубокой вере в ребенка и на основании «оптимистической гипотезы» воспитания.
  7. Процесс воспитания должен быть систематизирован и последователен, не допускается самотек и стихийность в его организации.
  8. Необходимо оперативно реагировать на поведение и проявления каждого ребенка.
  9. Уметь оперативно менять методы и формы педагогического воздействия на личность ребенка, в случае возникновения такой необходимости.
  10. Воспитательное воздействия должно оказываться на личность ребенка планомерно.
  11. Соблюдать согласованность и преемственность в воспитательном воздействии.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы

Методы воспитательного воздействия – это совокупность методов, средств и форм воспитательного воздействия на чувства, сознание, волю и поведение ребенка, с целью формирования у него необходимых личностных качеств.

Организация индивидуальной воспитательной работы, предусматривает использование следующих методов и форм:

  • изучение личного дела каждого воспитанника;
  • проведение ознакомительной работы с ребенком, в ходе которой педагог устанавливает дружеское взаимодействие, проявляет неподдельный интерес, старается расположить ребенка на открытый и откровенный разговор (недопустимо в процессе беседы делать какие-либо записи, это может оттолкнуть ребенка от педагога);
  • проведение в ходе беседы наблюдения за ребенком, его поведением, манерой общения и т.д.;
  • подбор средств и приемов воспитательной работы с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей;
  • установление четкой системы поощрения и наказания;
  • учет динамики изменения поведения ребенка в процессе воспитательной работы;
  • осуществление немедленного реагирования на отрицательные поступки и нарушения в поведении;
  • использование в процессе воспитания экрана самоорганизации;
  • проведение групповых коррекционных психологических и воспитательных занятий;
  • организация шефской работы в парах;
  • организация кружковой работы по интересам;
  • использование в воспитательной работе различных смоделированных проблемных ситуаций;
  • использование конструктивной критики;
  • организация различных видов совместной деятельности;
  • формирование определенных социальных навыков посредством организации практических занятий;
  • воспитание успехом.
Дата последнего обновления статьи: 08.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot