Индивидуальная воспитательная работа – это система психолого-педагогического воздействия на конкретного воспитанника (учащегося), организованная с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, с целью полноценного и всестороннего развития.
Цель, задачи и система индивидуальной воспитательной работы
Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя ряд взаимосвязанных элементов:
- субъект (педагог) и объект (воспитанник) индивидуальной воспитательной работы;
- цель и задачи;
- план работы;
- индивидуальные особенности и потребности ребенка;
- оптимальные методы, формы и приемы педагогического воздействия на воспитанника, с целью формирования у него ряда положительных личностных качеств;
- реализация индивидуальной воспитательной работы;
- контроль и коррекция воспитательного воздействия.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются под воздействием ряда факторов:
- на основании всестороннего и полного изучения и учета индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников, их личностных качеств, «сильных» и «слабых» сторон;
- на основании осуществления выбора оптимальных и эффективных методов и форм психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у воспитанника положительных качеств личности, необходимых для дальнейшего полноценного развития, оказание педагогической помощи в выявлении и устранении причин недостатков;
- на основании систематического анализа полученных результатов, с целью корректировки и повышения эффективности индивидуального воспитательного воздействия на личность ребенка.
Основными целями и задачами индивидуальной воспитательной работы являются:
Психолого-педагогическая реабилитация детей посредством коррекционного обучения и воспитания.
Организация эффективных психолого-педагогических и социальных условий для успешной адаптации воспитанников к образовательному процессу.
Выявление и устранение различных причин нарушения межличностного взаимодействия между воспитанниками.
Организация и реализация мероприятий, направленных на коррекцию воспитания:
- исследование индивидуальных особенностей личности ребенка;
- диагностирование и коррекция отклонений личностного развития;
- коррекция ряда личностных качеств (самооценка, неуверенность в себе и т.п.);
- помощь в овладении навыками самовоспитания, саморазвития и саморегуляции;
- формирование эффективных форм взаимодействия с окружающими;
- профилактика вредных привычек.
Осуществление психолого-педагогического просвещения среди педагогических работников (воспитателей, учителей и т.д.).
Профилактика неверного педагогического поведения и действий среди педагогов, воспитателей и родителей, по отношению к детям (воспитанникам, учащимся).
Организация и проведение консультационной работы с педагогами, родителями и детьми.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы
Организация индивидуальной воспитательной работы основана на ряде принципов:
- Ежедневное внимание к каждому воспитаннику, в сочетании с высокими требованиями и заботой о его жизни, здоровье, досуге и т.д.
- Требования к детям, со стороны педагога и родителя должны быть основаны на положениях «Конвенции о правах ребенка».
- Требования, предъявляемые к ребенку со стороны взрослого (педагога или родителя), должны быть определенными, конкретными и понятными.
- Методы и формы воспитательного воздействия должны органически сочетаться с уважением к личности ребенка.
- Соблюдение чувства меры в критике недостатков ребенка, основной упор в воспитании на его положительные качества. Критика должна быть доброжелательной и аргументированной. Критиковать необходимо поступки ребенка, а не его личность.
- Подход к воспитанию ребенка должен быть основан на глубокой вере в ребенка и на основании «оптимистической гипотезы» воспитания.
- Процесс воспитания должен быть систематизирован и последователен, не допускается самотек и стихийность в его организации.
- Необходимо оперативно реагировать на поведение и проявления каждого ребенка.
- Уметь оперативно менять методы и формы педагогического воздействия на личность ребенка, в случае возникновения такой необходимости.
- Воспитательное воздействия должно оказываться на личность ребенка планомерно.
- Соблюдать согласованность и преемственность в воспитательном воздействии.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы
Методы воспитательного воздействия – это совокупность методов, средств и форм воспитательного воздействия на чувства, сознание, волю и поведение ребенка, с целью формирования у него необходимых личностных качеств.
Организация индивидуальной воспитательной работы, предусматривает использование следующих методов и форм:
- изучение личного дела каждого воспитанника;
- проведение ознакомительной работы с ребенком, в ходе которой педагог устанавливает дружеское взаимодействие, проявляет неподдельный интерес, старается расположить ребенка на открытый и откровенный разговор (недопустимо в процессе беседы делать какие-либо записи, это может оттолкнуть ребенка от педагога);
- проведение в ходе беседы наблюдения за ребенком, его поведением, манерой общения и т.д.;
- подбор средств и приемов воспитательной работы с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей;
- установление четкой системы поощрения и наказания;
- учет динамики изменения поведения ребенка в процессе воспитательной работы;
- осуществление немедленного реагирования на отрицательные поступки и нарушения в поведении;
- использование в процессе воспитания экрана самоорганизации;
- проведение групповых коррекционных психологических и воспитательных занятий;
- организация шефской работы в парах;
- организация кружковой работы по интересам;
- использование в воспитательной работе различных смоделированных проблемных ситуаций;
- использование конструктивной критики;
- организация различных видов совместной деятельности;
- формирование определенных социальных навыков посредством организации практических занятий;
- воспитание успехом.