Игровая деятельность – это реализация реальных жизненных событий в воображаемом мире, т.е. интуитивное подражание ребенком взрослым.
Игровая деятельность имеет важное значение для развития подрастающего поколения. Именно в игровой форме организуются обучающие занятия дошкольников.
Что касается школьного возраста, то на начальных его этапах активно применяются игровые методы обучения. Они помогают адаптироваться учащемуся к новой социальной ситуации и новому виду его деятельности – учебной.
Игра как средство обучения школьника
Применение игры, в качестве средства обучения ребенка актуально на всех этапах его обучения и развития. Подрастая, происходит совершенствование психических процессов организма, развивается логическое мышление, и процесс обучения приобретает осознанный характер. Однако, игра помогает ребенку расслабиться и проявить себя, реализуя свой внутренний потенциал.
Использование игровой деятельности в образовательном процессе актуально потому, что она мотивирует учащихся к познанию и различным видам деятельности. При этом, игра помогает снизить вероятность перенапряжения учащегося в ходе познания и снимает стресс, испытываемый в ходе учебной деятельности.
Использование игры в образовательной деятельности обусловлено следующими положениями:
- Игра является средством развития познавательной активности учащихся.
- Игра мотивирует детей к активной учебной деятельности.
- Игра способствует развитию и тренировки памяти.
- Игра развивает фантазию и воображение.
- Игра помогает в речевом и коммуникативном развитии учащегося.
- Игра стимулирует интеллектуальную активность ребенка и мотивирует к познанию.
- Игра является способом борьбы с пассивностью учащихся.
- Игра развивает навыки коллективной деятельности и коллективного взаимодействия.
- Игра повышает работоспособность учащихся.
- Игра открывает новые горизонты познания.
Таким образом, игра является эффективным средством организации образовательной деятельности. В ходе игры, детям удается познавать окружающий мир, посредством воспроизведения его процессов и исполнения различных ролей. Также игра способствует развитию у учащихся навыков поисковой деятельности, т.е. дети учатся искать информацию для достижения поставленных образовательных целей и задач.
Все это обуславливает использование разных видов игр на разных уровнях и этапах обучения в школе, а также на разных этапах реализации отдельного учебного занятия.
Использование дидактических игр на стадии начального школьного обучения
Как правило, игровая деятельность младших школьников реализуется в форме дидактических игр. Это объясняется тем, что дидактическая игра помогает постепенному освоению учебной деятельности. Она реализует плавный переход от игровой деятельности ребенка к учебной.
Применение дидактической игры в образовательном процессе ориентировано на формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Дидактические игры упрощают адаптацию младшего школьника к новым условиям его жизнедеятельности, снимая психическое и эмоциональное перенапряжение. Они учат детей совершению конкретных действий в той или иной учебной ситуации и формируют основные компоненты учебной деятельности ребенка.
Применение дидактических игр на стадии начального школьного обучения обусловлено рядом причин. К ним относятся:
- Развивающее значение игровой деятельности. Игра перестает быть ведущей деятельностью ребенка, но не теряет своей значимости. Она проникает в иные области и направления деятельности и помогает включить ребенка в учебный процесс;
- Слабые навыки обучения. В силу того, что ребенок еще не знаком с учебным процессом, не имеет опыта учения, учебная деятельность осваивается им очень медленно. Игра же, способствуют формированию учебных навыков без ущерба психическому и физическому здоровью организма;
- В младшем школьном возрасте, внимание ребенка характеризуется неустойчивостью и произвольностью. Оно требует концентрации и развития. Для этого применяются специальные дидактические игры;
- Сложный адаптационный период. При поступлении в школу ребенок вступает на новую стадию своего жизненного пути. Это приводит к сложным психическим преобразованиям организма, требующим определенного времени и создания оптимальных условий для привыкания ребенка к своему новому статусу и новым условиям. Дидактические игры ориентированы на ликвидацию адаптационных проблем;
- Формирование познавательной мотивации. Ребенок не имеет стимулов к учебной деятельности. Ему необходимо привыкнуть к новым условиям и перенести игровую мотивацию в содержание учебного процесса. Этому способствует дидактическая игра.
Дидактические игры применяются на разных уроках и на разных их этапах. Дидактическая игра может служить основой организации урока математики или чтения, а также может стать частью занятия по изобразительному искусству.
Дидактические игры применяются на начальных этапах урока в качестве средства мотивации к познанию и развития познавательной заинтересованности. Если организовать игру на основном этапе урока, то она будет ориентирована на освоение темы урока и достижение его целевого назначения (например, формирование какой-то учебной компетентности).
Заключительный этап урока, организованный в игровой форме, позволяет найти причинно-следственные связи каких-то процессов и явлений, сделать выводы по изученной теме, подвести итоги познавательной деятельности.
Условия организации игровой деятельности школьников
Построение учебных занятий в игровой форме возможно на любой стадии обучения. При этом, их эффективность требует соблюдения ряда условий организации игровой деятельности школьников:
- Игра должна отвечать целям учебной деятельности и отражать направленность образовательного процесса;
- Игры должны быть доступными для конкретного возраста учащихся т.е. нельзя выбирать виды игр, которые сложны для понимания учащимися и не отвечают их возрастной специфике развития;
- Рациональное использование игровой деятельности. Игра должна оптимально сочетаться с учебным процессом т.е. нельзя все обучение переводить в игровую форму. Важно, сохранение умеренности в применении игр;
- Использование игр строго по целевому назначению. Каждая игра должна способствовать решению конкретной образовательной задачи;
- Использование игр в ходе учебной, воспитательной и внеурочной деятельности учебного заведения.