Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация и проведение режимных моментов в ДОУ

Определение 1

Режимные моменты – это четко организованный распорядок дня, основанный на последовательной смене разных видов деятельности, их распределении в определенном порядке, отвечающем возрастным, психическим и физическим особенностям развития личности.

На дошкольном уровне образования режимным моментам уделяется особое внимание. Соблюдение режима дня выступает основой личностного развития подрастающего поколения. Потому, организация режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении опирается на определенные принципы и реализуется с соблюдением ряда требований.

Принципы организации режимных моментов в ДОУ

Построение режима дня в ДОУ требует грамотной систематизации всех процессов и видов деятельности детей, в каждом из которых решаются определенные воспитательные и образовательные задачи.

Организация режимных моментов ДОУ опирается на следующие принципы:

  • Ориентация режима дня на формирование культурного развития подрастающего поколения;
  • Ориентация режимных моментов на развитие личностных качеств воспитанников;
  • Обеспечение всестороннего, гуманистического развития личности за счет каждого режимного момента, включенного в распорядок дня;
  • Единство образовательных и воспитательных целей дошкольного образования, реализуемых в ходе реализации каждого режимного момента;
  • Интеграция образовательных областей в ходе режимной деятельности, с учетом особенностей реализации каждого вида деятельности, особенностей развития воспитанников и их личностных параметров развития.

Режимные моменты организуются в ДОУ на основании разработки режима дня для каждой возрастной группы воспитанников.

Режим дня предполагает чередование разных видов деятельности детей, включая, как взаимодействие с педагогом, так и самостоятельную детскую деятельность. Ее выбор определяется возрастом воспитанников, их потенциальными возможностями, особенностями развития и ориентацией на достижение целей и задач образовательной деятельности ДОУ.

«Организация и проведение режимных моментов в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Требования к организации режимных моментов в ДОУ

Режимные моменты в ДОУ организуются на основании соблюдения следующих требований:

  1. Учет возрастных особенностей развития конкретной группы воспитанников. В младших возрастных группах большое количество времени отводится на бытовые процессы: одевание, питание, сон, гигиенические процедуры. Это обусловлено тем, что у детей еще недостаточно развиты навыки самостоятельного ухода за собой. Их формированию уделяется особое внимание. В старших группах бытовым моментам уделяется меньше времени. Большое количество времени отводится на игровую и развивающую детскую деятельность. Что касается подготовительных групп, то здесь особое внимание уделяется образовательной деятельности и подготовке дошкольников к школьному обучению. Навыки самостоятельного ухода за собой только подкрепляются и совершенствуются.
  2. Учет состояния здоровья воспитанников. Требуется обратить внимание на уровень психофизического развития воспитанников конкретной группы. Если в группе имеются ослабленные дети или дети с особенностями развития, то для них выбираются наиболее оптимальные виды деятельности, отводится больше времени на сон и прогулку, обучающую и развивающую деятельность.
  3. Регулярность выполнения режимных моментов. Каждый вид деятельности требует регулярности. Это способствуют воспитанию привычки, формирует дисциплину, приучает к порядку. Дети выполняют одни и те же действия ежедневно или с иной периодичностью, в определенное время. Например, сон и питание осуществляется ежедневно в одно и то же время. Это же касается прогулки и гигиенических процедур. Занятия творческого характера могут проводится три раза в неделю, а исследовательская деятельность – один раз и т.д.
  4. Учет времени года. Он определяет период утреннего подъема детей, время нахождения на улице и дома. В летние месяцы большое количество времени отводится прогулкам, а в зимние самостоятельной деятельности детей, играм и развивающим занятиям, а также, дневному сну.
  5. Режимные моменты и правила их выполнения должны быть приемлемы для всех воспитанников.
  6. Организация питания детей в определенное время. Оно выбирается, исходя из физиологических потребностей организма в приеме пищи.
  7. Продолжительность режимных моментов определяется возрастом воспитанников и их способностями. Например, на гигиенические процедуры отводится от пяти до 15 минут, а на прием пищи от 15 до 30 минут, на обучающие занятия – от 10 до 40 минут. В каждой возрастной группе выбирается свое время.
  8. Постепенное формирование любых навыков. Ребенок не может научиться всему и сразу. Ему требуется время для освоения навыков деятельности, для их введения в привычку, выполнения в определенном темпе и ритме.
  9. Исключение публичного порицания и осуждения дошкольников за невыполнение, неверное выполнение того или иного действия.
  10. В любом режимном моменте имеется подготовительный и заключительный этап. Дети готовятся к приему пищи, к гимнастике, ко сну, к прогулке, к занятиям разными видами деятельности, выполняют определенные действия и завершают процессы определенными действиями. Все это рассчитывается воспитателями и контролируется ими в ходе выполнения каждого режимного момента.

Разработка режимных моментов в ДОУ осуществляется на основании их проектирования.

Система проектирования режимных моментов в ДОУ

Система проектирования режимных моментов ДОУ включает в себя:

  1. Особенности реализации конкретного режимного момента.
  2. Выделение в каждом режимном моменте особенных черт, структурных компонентов.
  3. Выделение в каждом организационном момента ведущих направлений деятельности.
  4. Определение образовательных задач, которые решаются в ходе реализации каждого режимного момента.
  5. Выбор оптимальных форм, методов и технологий реализации режимных моментов.
  6. Определение итогов деятельности детей, т.е. их достижений по ходу реализации режимного момента.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot