Режимные моменты – это четко организованный распорядок дня, основанный на последовательной смене разных видов деятельности, их распределении в определенном порядке, отвечающем возрастным, психическим и физическим особенностям развития личности.
На дошкольном уровне образования режимным моментам уделяется особое внимание. Соблюдение режима дня выступает основой личностного развития подрастающего поколения. Потому, организация режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении опирается на определенные принципы и реализуется с соблюдением ряда требований.
Принципы организации режимных моментов в ДОУ
Построение режима дня в ДОУ требует грамотной систематизации всех процессов и видов деятельности детей, в каждом из которых решаются определенные воспитательные и образовательные задачи.
Организация режимных моментов ДОУ опирается на следующие принципы:
- Ориентация режима дня на формирование культурного развития подрастающего поколения;
- Ориентация режимных моментов на развитие личностных качеств воспитанников;
- Обеспечение всестороннего, гуманистического развития личности за счет каждого режимного момента, включенного в распорядок дня;
- Единство образовательных и воспитательных целей дошкольного образования, реализуемых в ходе реализации каждого режимного момента;
- Интеграция образовательных областей в ходе режимной деятельности, с учетом особенностей реализации каждого вида деятельности, особенностей развития воспитанников и их личностных параметров развития.
Режимные моменты организуются в ДОУ на основании разработки режима дня для каждой возрастной группы воспитанников.
Режим дня предполагает чередование разных видов деятельности детей, включая, как взаимодействие с педагогом, так и самостоятельную детскую деятельность. Ее выбор определяется возрастом воспитанников, их потенциальными возможностями, особенностями развития и ориентацией на достижение целей и задач образовательной деятельности ДОУ.
Требования к организации режимных моментов в ДОУ
Режимные моменты в ДОУ организуются на основании соблюдения следующих требований:
- Учет возрастных особенностей развития конкретной группы воспитанников. В младших возрастных группах большое количество времени отводится на бытовые процессы: одевание, питание, сон, гигиенические процедуры. Это обусловлено тем, что у детей еще недостаточно развиты навыки самостоятельного ухода за собой. Их формированию уделяется особое внимание. В старших группах бытовым моментам уделяется меньше времени. Большое количество времени отводится на игровую и развивающую детскую деятельность. Что касается подготовительных групп, то здесь особое внимание уделяется образовательной деятельности и подготовке дошкольников к школьному обучению. Навыки самостоятельного ухода за собой только подкрепляются и совершенствуются.
- Учет состояния здоровья воспитанников. Требуется обратить внимание на уровень психофизического развития воспитанников конкретной группы. Если в группе имеются ослабленные дети или дети с особенностями развития, то для них выбираются наиболее оптимальные виды деятельности, отводится больше времени на сон и прогулку, обучающую и развивающую деятельность.
- Регулярность выполнения режимных моментов. Каждый вид деятельности требует регулярности. Это способствуют воспитанию привычки, формирует дисциплину, приучает к порядку. Дети выполняют одни и те же действия ежедневно или с иной периодичностью, в определенное время. Например, сон и питание осуществляется ежедневно в одно и то же время. Это же касается прогулки и гигиенических процедур. Занятия творческого характера могут проводится три раза в неделю, а исследовательская деятельность – один раз и т.д.
- Учет времени года. Он определяет период утреннего подъема детей, время нахождения на улице и дома. В летние месяцы большое количество времени отводится прогулкам, а в зимние самостоятельной деятельности детей, играм и развивающим занятиям, а также, дневному сну.
- Режимные моменты и правила их выполнения должны быть приемлемы для всех воспитанников.
- Организация питания детей в определенное время. Оно выбирается, исходя из физиологических потребностей организма в приеме пищи.
- Продолжительность режимных моментов определяется возрастом воспитанников и их способностями. Например, на гигиенические процедуры отводится от пяти до 15 минут, а на прием пищи от 15 до 30 минут, на обучающие занятия – от 10 до 40 минут. В каждой возрастной группе выбирается свое время.
- Постепенное формирование любых навыков. Ребенок не может научиться всему и сразу. Ему требуется время для освоения навыков деятельности, для их введения в привычку, выполнения в определенном темпе и ритме.
- Исключение публичного порицания и осуждения дошкольников за невыполнение, неверное выполнение того или иного действия.
- В любом режимном моменте имеется подготовительный и заключительный этап. Дети готовятся к приему пищи, к гимнастике, ко сну, к прогулке, к занятиям разными видами деятельности, выполняют определенные действия и завершают процессы определенными действиями. Все это рассчитывается воспитателями и контролируется ими в ходе выполнения каждого режимного момента.
Разработка режимных моментов в ДОУ осуществляется на основании их проектирования.
Система проектирования режимных моментов в ДОУ
Система проектирования режимных моментов ДОУ включает в себя:
- Особенности реализации конкретного режимного момента.
- Выделение в каждом режимном моменте особенных черт, структурных компонентов.
- Выделение в каждом организационном момента ведущих направлений деятельности.
- Определение образовательных задач, которые решаются в ходе реализации каждого режимного момента.
- Выбор оптимальных форм, методов и технологий реализации режимных моментов.
- Определение итогов деятельности детей, т.е. их достижений по ходу реализации режимного момента.