Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация и проведение режимных моментов в ДОУ

Определение 1

Режимные моменты – это четко организованный распорядок дня, основанный на последовательной смене разных видов деятельности, их распределении в определенном порядке, отвечающем возрастным, психическим и физическим особенностям развития личности.

На дошкольном уровне образования режимным моментам уделяется особое внимание. Соблюдение режима дня выступает основой личностного развития подрастающего поколения. Потому, организация режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении опирается на определенные принципы и реализуется с соблюдением ряда требований.

Принципы организации режимных моментов в ДОУ

Построение режима дня в ДОУ требует грамотной систематизации всех процессов и видов деятельности детей, в каждом из которых решаются определенные воспитательные и образовательные задачи.

Организация режимных моментов ДОУ опирается на следующие принципы:

  • Ориентация режима дня на формирование культурного развития подрастающего поколения;
  • Ориентация режимных моментов на развитие личностных качеств воспитанников;
  • Обеспечение всестороннего, гуманистического развития личности за счет каждого режимного момента, включенного в распорядок дня;
  • Единство образовательных и воспитательных целей дошкольного образования, реализуемых в ходе реализации каждого режимного момента;
  • Интеграция образовательных областей в ходе режимной деятельности, с учетом особенностей реализации каждого вида деятельности, особенностей развития воспитанников и их личностных параметров развития.

Режимные моменты организуются в ДОУ на основании разработки режима дня для каждой возрастной группы воспитанников.

Режим дня предполагает чередование разных видов деятельности детей, включая, как взаимодействие с педагогом, так и самостоятельную детскую деятельность. Ее выбор определяется возрастом воспитанников, их потенциальными возможностями, особенностями развития и ориентацией на достижение целей и задач образовательной деятельности ДОУ.

«Организация и проведение режимных моментов в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Требования к организации режимных моментов в ДОУ

Режимные моменты в ДОУ организуются на основании соблюдения следующих требований:

  1. Учет возрастных особенностей развития конкретной группы воспитанников. В младших возрастных группах большое количество времени отводится на бытовые процессы: одевание, питание, сон, гигиенические процедуры. Это обусловлено тем, что у детей еще недостаточно развиты навыки самостоятельного ухода за собой. Их формированию уделяется особое внимание. В старших группах бытовым моментам уделяется меньше времени. Большое количество времени отводится на игровую и развивающую детскую деятельность. Что касается подготовительных групп, то здесь особое внимание уделяется образовательной деятельности и подготовке дошкольников к школьному обучению. Навыки самостоятельного ухода за собой только подкрепляются и совершенствуются.
  2. Учет состояния здоровья воспитанников. Требуется обратить внимание на уровень психофизического развития воспитанников конкретной группы. Если в группе имеются ослабленные дети или дети с особенностями развития, то для них выбираются наиболее оптимальные виды деятельности, отводится больше времени на сон и прогулку, обучающую и развивающую деятельность.
  3. Регулярность выполнения режимных моментов. Каждый вид деятельности требует регулярности. Это способствуют воспитанию привычки, формирует дисциплину, приучает к порядку. Дети выполняют одни и те же действия ежедневно или с иной периодичностью, в определенное время. Например, сон и питание осуществляется ежедневно в одно и то же время. Это же касается прогулки и гигиенических процедур. Занятия творческого характера могут проводится три раза в неделю, а исследовательская деятельность – один раз и т.д.
  4. Учет времени года. Он определяет период утреннего подъема детей, время нахождения на улице и дома. В летние месяцы большое количество времени отводится прогулкам, а в зимние самостоятельной деятельности детей, играм и развивающим занятиям, а также, дневному сну.
  5. Режимные моменты и правила их выполнения должны быть приемлемы для всех воспитанников.
  6. Организация питания детей в определенное время. Оно выбирается, исходя из физиологических потребностей организма в приеме пищи.
  7. Продолжительность режимных моментов определяется возрастом воспитанников и их способностями. Например, на гигиенические процедуры отводится от пяти до 15 минут, а на прием пищи от 15 до 30 минут, на обучающие занятия – от 10 до 40 минут. В каждой возрастной группе выбирается свое время.
  8. Постепенное формирование любых навыков. Ребенок не может научиться всему и сразу. Ему требуется время для освоения навыков деятельности, для их введения в привычку, выполнения в определенном темпе и ритме.
  9. Исключение публичного порицания и осуждения дошкольников за невыполнение, неверное выполнение того или иного действия.
  10. В любом режимном моменте имеется подготовительный и заключительный этап. Дети готовятся к приему пищи, к гимнастике, ко сну, к прогулке, к занятиям разными видами деятельности, выполняют определенные действия и завершают процессы определенными действиями. Все это рассчитывается воспитателями и контролируется ими в ходе выполнения каждого режимного момента.

Разработка режимных моментов в ДОУ осуществляется на основании их проектирования.

Система проектирования режимных моментов в ДОУ

Система проектирования режимных моментов ДОУ включает в себя:

  1. Особенности реализации конкретного режимного момента.
  2. Выделение в каждом режимном моменте особенных черт, структурных компонентов.
  3. Выделение в каждом организационном момента ведущих направлений деятельности.
  4. Определение образовательных задач, которые решаются в ходе реализации каждого режимного момента.
  5. Выбор оптимальных форм, методов и технологий реализации режимных моментов.
  6. Определение итогов деятельности детей, т.е. их достижений по ходу реализации режимного момента.
Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot