Экологическое пространство – это условное обозначение специально созданных в дошкольном учреждении мест, частей помещения, которые используются для размещения на них природных объектов в определенном порядке и сочетании.
Экологическое пространство содержит разнообразные природные объекты, которые применяются для экологического воспитания ребенка, развития его экологической культуры.
Объекты природы необходимо использовать в дошкольном учреждении, так как они позволяют развить у детей навыки бережного отношения к природе, сформировать основы экологической культуры, а также применяться для познания природы и оздоровления детского организма.
Экологическое пространство организуется различными способами и имеет свои особенности построения.
Значение экологического пространства в ДОУ и принципы его построения
Экологическое пространство может быть организовано двумя основными формами:
- Создание уголков природы внутри помещений дошкольного образовательного заведения. В этом случае, можно создать уголки природы различной тематике в учебных комнатах, комнатах отдыха ребенка, в столовой, в отдельном помещении.
- Использование территории дошкольного образовательного учреждения для создания экологического пространства. Это актуально в том случае, если ДОУ располагает хорошим участком, который можно озеленить, то-то посадить на нем.
Экологическое пространство дошкольного образовательного заведения создается таким образом, чтобы дети могли общаться с природой, учиться взаимодействовать с ней и ее объектами, развивать представления об устройстве окружающего мира и законах его функционирования.
Экологическое пространство ДОУ имеет важное значение. Оно позволяет:
- Развивать познавательную деятельность ребенка;
- Активизировать любознательность детей;
- Способствует эколого-эстетическому развитию подрастающего поколения;
- Оздоравливать детей;
- Сформировать нравственные принципы поведения и ориентиры жизнедеятельности;
- Усвоить навыки грамотного экологического поведения и общения с природными объектами;
- Экологизировать разнообразные виды деятельности дошкольников.
Создание экологического пространства в ДОУ основывается на следующих принципах:
- Принцип соблюдения дистанции. Он означает, что объекты природы необходимо располагать на некотором удалении друг от друга, сохраняя при этом их взаимодействие.
- Принцип активности, самостоятельности и творчества. Создание экологического пространство должно развивать творческую активность учащихся, активизировать их познавательную заинтересованность и развивать навыки самостоятельной деятельности.
- Принцип устойчивости экологического пространства. Необходимо построить пространство таким образом, чтобы оно имело возможность стабильно развиваться с сохранением, присущей ей динамики развития.
- Принцип открытости-закрытости. Он означает, что природную зону, объекты природы необходимо располагать таким образом, чтобы они обеспечивали единение человека и природы.
- Принцип комплексности и гибкости. Он означает, что экологическое пространство должно включать в свой состав комплекс природных объектов, которые будут располагаться в определенной зоне, и она будет гибкой, на случай необходимости смены места расположения природного объекта, появления нового объекта, требующего дополнительного пространства и т.д.
- Принцип положительного воздействия экологического пространство. Оно должно вызывать у детей положительные эмоции, способствовать их эмоциональной разрядке, а также создать условия эмоционально благоприятные для каждого ребенка и воспитателя.
- Принцип индивидуальности. Создание среды должно производиться на основании возрастных и половых различий детей, их интересов и потребностей.
- Принцип сочетания. Он предполагает использование в экологическом пространстве классических и нестандартных объектов и методов их эстетического построения.
Модель экологического пространства в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Модель экологического пространства в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация групповых уголков природы
Организация природных уголков в помещениях дошкольного образовательного заведения позволяет организовать наблюдение за различными природными объектами, динамикой их развития в течение длительного временного промежутка. Кроме того, это обеспечивает непосредственную близость ребенка к природным объектам.
Уголок природы формируется в комнате определенной возрастной группы дошкольников посредством посадки комнатных растений в горшках или установки аквариума. Можно, также, поставить клетку с птицей (например, попугаем) или грызунами (хомячки, морские свинки).
Все объекты природного уголка должны активно использоваться в воспитательном процессе. Дети должны принимать участие в посадке комнатных цветов, уходе за аквариумом: чистка, кормление рыб, кормить птиц и грызунов и т.д. Воспитатель рассказывает детям о периоде созревания комнатных растений, их цветении, знакомит их с жизнедеятельностью и режимом дня обитателей аквариума.
Рисунок 2. Уголок природы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уголок природы способствует приобщению детей к трем видам деятельности:
- Формирование необходимых условий для жизни растений и животных, наблюдение за ними и контроль их состояния.
- Познавательная деятельность. Дети узнают о том, каким образом живут и развиваются те или иные растения и животные, каков период их жизнедеятельности, особенности питания и т.д.
- Общение с природой. В процессе взаимодействия с природными объектами, во время ухода за растениями и животными, дети учатся контактировать с природой и ее обитателями.
Организация экологической тропы
Экологическая тропа – это специально организованный природный маршрут, ориентированный на экологическое образование и развитие ребенка.
В ДОУ создаются, скорее не тропы, а небольшие тропинки. Они могут формироваться на территории образовательного заведения, либо в природной среде.
Экологическая тропа создается на основании предварительного рассмотрения территории воспитателем, выбора им объектов, на которые стоит обратить внимание детей, возможное добавление каких-то объектов. Все природные объекты экологической тропы должны быть привлекательны для возрастной категории детей, для которой создается тропа и доступными для их восприятия.
При обследовании экологической тропы можно взять с собой фотоаппарат, чтобы сделать снимки важных объектов или сделать их зарисовку.
Воспитатель должен рассказать детям о значимости каждого природного объекта экологической тропы, объяснить, как их можно использовать детям в различных видах деятельности.