Работа в малокомплектной школе
В связи с демографическими тенденциями последних лет и нехваткой рабочих мест в селах, наполняемость сельских классов существенно снизилась, и распространилось такое явление, как малокомплектность школ. Учитель в малокомплектной школе может вести занятия с несколькими классами одновременно.
На протяжении урока работа с учителем и самостоятельная работа детей несколько раз чередуются: ученики одного класса могут работать под непосредственным руководством учителя, а ученики других классов работают самостоятельно.
Важная роль в организации эффективной работы с несколькими классами отведена правильно составленному расписанию учебных занятий. Одним из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской малокомплектной школе выступает проведение однопредметных уроков. На них учителю легче переключать свое внимание, переходя от одного класса к другому, однородный материал меньше отвлекает детей во время их самостоятельной работы.
Основа однотемных уроков – постоянное сопутствующее повторение. В связи с чем, такие уроки обычно приходятся на 1 и 4 четверти учебного года, когда учебный материал дает возможность проводить много уроков закрепления, обобщения и систематизации знаний, а также уроков, в которых много времени уделяется измерению, оцениванию и экскурсиям. К преимуществам однотемных уроков можно отнести:
- во-первых, создание условий для успешного развития мотивации учения, являющейся движущейся силой в учебной деятельности младшего школьника;
- во-вторых, проведение однотемных уроков помогает более успешно формирование навык планирования деятельности, контроля ее хода при взаимопроверке или самоконтроле;
- в-третьих, однотемные уроки позволяют детям чаще отвечать самостоятельно, требуют внимательного отношения к ответам товарищей, учат культурно вести учебные диалоги, развивают речевые навыки, что особенно важно для малокомплектных школ, в которых отмечается дефицит учителей;
- в-четвертых, такие уроки учат на практике в учебной деятельности следовать правилам жизни и работы в коллективе, уважительно относиться к мнению других людей.
Однотемные уроки русского языка
Однопредметное расписание уроков дает возможность проводить коллективную работу по одной теме с учениками разных классов, составляющих комплект. Проведение однотемных уроков базируется на линейно-ступенчатой программе по русскому языку, тематическом принципе, необходимости речевой практики, большом количестве упражнений, направленных на формирование речевых и орфографических навыков.
Педагогическая целесообразность однотемных уроков предполагает рациональную организацию занятия, в котором больше времени отводится устной беседе, правильной организации самостоятельной работы и руководству ею, своевременным пояснениям, значительному уменьшению времени на самостоятельную работу.
Основная цель однотемных уроков русского языка в школе – развивать устную речь учеников, вырабатывать у них произносительные навыки, помогать в накоплении активного словаря и овладении структурой предложения. В связи с этим, преобладающие виды речевой деятельности на этих уроках – слушание и говорение, чтение, а не письмо.
Так как в малокомплектной школе нет возможности проводить в классе-комплоте все уроки русского языка как однотемные, необходимо искать другие возможности увеличить время работы учеников под непосредственным руководством педагога. Одна из таких возможностей – фронтальная работа, проводимая одновременно со всеми классами, учитывая программный материал каждого класса. Такую фронтальную работу следует проводить на однотемных этапах разнотемных уроков. В качестве однотемных этапов урока могут быть рассмотрены ситуативные речевые упражнения, словарная работа, составление диалогов и связных текстов, работа над ошибками в произнесении слов, разнообразные дидактические игры.
Основа ситуативных упражнений – учебно-речевые ситуации, предполагающие побуждение учеников к конкретным высказываниям, близкие к тому, что существует в реальность. Реализацией ситуации предполагается, что учащийся окажется реально в этих условиях или перевоплотился в лицо, действующее в предложенных обстоятельствах. Создание необходимых обстоятельств возможно благодаря творческим самостоятельным работам по специальным ситуативным заданиям, которые стимулируют употребление отрабатываемых речевых конструкций.
Игровой интерпретацией урока в классах-комплектах создается возможность реализовать учебно-речевую ситуацию, способствуя развитию устной речи учеников в условиях эмоциональной насыщенности, помогая преодолевать психологический барьер нерешительности. Все это превращает игру в одно из эффективных средств развития речи учеников.
При всех сложностях малокомплектных школ, у них есть несомненный факт, что благодаря малому количеству учеников можно уделить время каждому ученику, по сравнению с обычной школой. Учителю необходимо использовать данную возможность, развивать речь каждого уника, давать им возможность высказываться и вносить коррективы при необходимости.
Иными словами, наиболее рационально будет планировать однотемные уроки на повторение изученного в классе в конце четверти или года, а также как специальные уроки развития речи. Значительная часть таких уроков представлена одновременной фронтальной работой учителя с учениками, которая сочетается с дифференцированной самостоятельной работой в классах на протяжении всего остального учебного времени.