Сущность наблюдения как метода и как деятельности дошкольника
Существуют три точки зрения на определение сущности деятельности наблюдения:
- наблюдение в педагогике и психологии – это процесс целенаправленного, планомерного и относительного длительного восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира.
- Наблюдение по мнению Рубинштейна С.Л. и Теплова Б.М. – это «думающее восприятие», а стадии развития наблюдения – это ступени осмысления наблюдаемых процессов (т. е. в этом случае акцент смещен с сенсорной основы наблюдения на интеллектуальные процессы).
- Ананьев Б.Г. считал, что наблюдение – это сложная психическая деятельность, в которой мышление, речь и восприятие переплетены в единый и целостный акт умственной работы.
Развитие наблюдения и наблюдательности у дошкольников в педагогике всегда считалось важнейшей задачей умственного воспитания.
В современной психологии и педагогике наблюдение рассматривают в разных аспектах:
- в качестве одного из психических процессов;
- в качестве одного из видов познавательной деятельности;
- в качестве одного из методов обучения.
Наблюдательность, в отличие от наблюдения как деятельности и как метода, может рассматриваться как качество ума или личности ребенка в целом.
Все обозначенные аспекты имею место быть, но наблюдение не может быть рассмотрено в качестве метода обучения без понимания сущности наблюдения как деятельности.
Наблюдение как деятельность – это продукт длительного развития в ходе воспитания и обучения, который начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
В процессе проведения исследований Логиновой В., Матвеевой А. и Саморуковой П. были определены основные линии развития наблюдения на стадии дошкольного возраста:
с развитием наблюдения изменяется отношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов.
На ранних стадиях развития ведущая роль отдана сенсорным процессам – разным видам восприятия. Его результат – накопление образов, то есть представлений о предметах, и явлений – представлений о внешнем виде растений и животных.
С развитием наблюдения идет усиление и значения интеллектуальных процессов – памяти, мышления, воображения, речи. В результате ребенок может наблюдать за изменениями предмета и устанавливать причины этих изменений. Также на основании ранее полученных представлений, он может воссоздавать целостную картину и определять состояние предмета по воспринимаемой части или свойству. Например, по следам на снегу ребенок может определить, кто здесь прошел или проехал, или по цвету песка определить степень его влажности.
Цель и задачи наблюдения
Деятельность наблюдения, как и любой другой вид деятельности начинается постановкой и принятием цели и задач. На первых этапах развития наблюдения, дети еще не могут самостоятельно ставить задачи. Поэтому их вносит педагог и дети их воспринимают. Легче всего это принимается детьми, если цель связана с продуктивной деятельностью. Затем у детей развивается умение принимать познавательную задачу без ее связи с продуктивной деятельностью. Вместе с этим отмечается развитие у детей умения самостоятельно формулировать задачу наблюдения, сначала в рамках деятельности, а затем и в качестве самостоятельной познавательной задачи.
Отбор непосредственных способов обследования определяется, с одной сторон, задачей наблюдения, а с другой – характером наблюдаемого природного объекта. В одном случае наблюдения ограничены лишь зрительным восприятием, а с другой – требует взаимодействия с предметом – погладить, послушать звуки, которые он издает, попробовать на вкус и пр.
Овладение разными рациональными способами восприятия – проявление развития деятельности наблюдения.
Итог наблюдения, как результата деятельности, может быть выражен:
- продуктом деятельности – рисунком, поделкой, либо подбором материала для нее;
- формой выбора способа действия с предметом;
- новым заданием в разных его формах – отчетливыми образами представлений, суждений, а также формами элементарных понятий.
Мотивами деятельности наблюдения в дошкольном возрасте выступают:
- стремление достичь результат продуктивной деятельности;
- познавательной отношение ребенка к окружающему миру.
Наблюдение, таким образом, - сложная познавательная деятельность, в связи с чем, задача развития наблюдения должна быть одной из наиболее важных в умственном воспитании.
Наблюдение как метод
Как метод наблюдение – это специально организованный педагогом процесс целенаправленного, длительного и планомерного, активного познания детьми объектов и явлений природы.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой и в экологическом воспитании, метод наблюдения – ведущий.
Значение наблюдения:
- позволяет включить различные органы чувств и обеспечивает более полное и конкретное формирование знаний;
- основной запас накопленных в результате наблюдения знаний – это представления, то есть образы объектов и явлений, которые он ранее воспринимал. Чем более яркими и конкретными будут представления, тем легче будет ребенку использовать их в своей практической деятельности;
- благодаря наблюдению можно показать детям природу в естественных ее условиях и во всем многообразии, в простейших и наглядно представленных взаимосвязях;
- при систематическом использовании метода наблюдения при ознакомлении детей с природой, дети приучаются приглядываться, помечать особенности, что развивает у них наблюдательность, то есть помогает решить одну из важных задач умственного воспитания;
- наблюдение – практически неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей;
- в процессе наблюдения дети усваивают разные знания, касающиеся свойств и качеств, структуры и внешнего строения, причин изменений и развития объектов, а также сезонных явлений.