Работа по развитию речи
Работа по развитию речи необходима, интересна и многогранна. Одним из ее направлений выступает написание сочинений разных видов, преимущественно на основании наблюдений детей. В школе сочинение занимает особое место, ему подчиняются все остальные речевые упражнения. Позже сочинение становится серьезной планируемой умственной работой, имеющей не только учебно-воспитательное значение, но и выступающую средством самовыражения, становления личности детей. Через сочинения учителю легче понять внутренний мир детей.
Сочинение является первой попыткой ребенка выразить окружающий мир во внутреннем отображении, высказать свое отношение к тем или иным проблемам. Оно подвигает детей к упорядочиванию своих мыслей, соответствующих требованиям времени, учит красивым высказываниям, а также обогащает язык и учит грамотно высказываться. Учитель должен решать одну из сложнейших задач – научить детей написанию сочинений содержательных и логичных, самобытных и эмоциональных, грамотных и образных.
Наблюдательность крайне важна для развития речи детей. Школа помогает организовать систему наблюдений в природе, отдельных предметов и процессов.
Написание сочинения-описания
Устные рассказы и письменные сочинения помогают обобщить, упорядочить результаты наблюдений. Это сочинения-описания, работа над которым помогает выявить у учащихся признаки наблюдаемых предметов, выделение существенных признаков и их анализ и синтез. Описания помогают приучить школьников к высокой точности при выборе слов, строгой последовательности изложения, четкость в словесном оформлении собственных знаний.
Рассказы по наблюдениям обычно получаются достаточно большими по размерам, так как у детей накоплено много материала. А последовательность и полноту описания обеспечивает подготовительная беседа. Работа над сочинением протекает в три этапа.
Первый этап – накопление материала – наблюдение за предметом описания, экскурсия, поход, прогулка, рассматривание картины, просмотр фильма, спектакля, чтение литературы.
Принято выделять два основных канала накопления информации: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор и подбор материалов, его добыванием накопление, которые подчиняются конкретной цели, выбранной теме грядущего выступления, сочинения и пр. Материал учащиеся могут накапливать не только в голове, но и записывать в заметки, зарисовывать, подбирать ключевые слова и выражения. Сбор материала завершает стадия систематизации, выделение главного и отсечение лишнего.
Второй этап – отбор и систематизация материала в соответствии с темой работы и замыслом ее раскрытия. Темой определяется отбор материала, фактов и явлений, признаков, которые отражены в сочинении. От формулировки темы учителем, подведения школьников к ее пониманию, зависят правильность и полнота будущего сочинения. Далее идет беседа или обсуждение, с выделением главного, составление плана. План является необходимой ступенью любого действия, высказывания. При обдумывании своей речи, говорящим всегда намечаются основные моменты. В процессе составления текста сочинения план может быть скорректирован, что поощряется. С пунктами плана связано деление текста на абзацы.
Так, план сочинения по экскурсии составляют на основании плана самой экскурсии или плана наблюдений. Его можно уточнять непосредственно перед написанием текста. План носит не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Не научившись составлению плана и его использованию, школьники не развивают самостоятельность мышления, не подготовится к реальным ситуациям в жизни.
Третий этап работы над сочинением – словесное или речевое оформление сочинения, то есть языковая подготовка. Она состоит:
- во-первых, из отбора и подготовки словаря, выверки правописания слов;
- во-вторых, из составления словосочетаний, предложений и фрагментов текста;
- в-третьих, из мысленного или письменного чернового составления набросков или всего текста, его записи, совершенствования и исправления ошибок самими учениками, проверки и взаимопроверки.
Проговаривать весь текст перед его записью нежелательно, так как это снижает самостоятельность тех учеников класса, которые подготовлены более слабо. Безусловно, процесс подготовки к сочинению, как и само написание сочинения, может обладать множеством вариантов и отклонений от шаблона, так как все ступени работы над сообщением носят в той или иной степени творческий характер, в которой проявляется индивидуальность каждого учащегося, его интересы и способности, черты одаренности.
Необходимо оценивать непосредственность языка учащихся, осторожно и тактично подходить к исправлению недостатков. Нужно стремиться к воспитанию у детей любви к прекрасному, к живому слову. Те, кто приучен только списывать готовый материал, не могут потом преодолевать психологический барьер на пути к самостоятельности.
В первых школьных сочинениях должно быть отражено детское видение мира, личные впечатления, имеющийся объем жизненного опыта, а не просто сухое перечисление признаков времен года, набор общих фраз и языковых клише.
Составление рассказов на основании наблюдений пробуждает интерес детей к родному языку. Они всегда охотно стремятся придумывать что-то новое, красивые рассказы, дополнять их деталями, с интересом подбирают образные слова и выражения, вставляя их после и в разговорную речь.