Эффективность использования картин для обучения сочинению
Произведения живописи – источник ярких впечатлений, влияющий на эмоции детей, выступающий как основа для осмысленного связного высказывания школьников. Картины помогают сосредотачивать внимание на определенной теме, уясняя цель высказывания, приучая к последовательности изложения мыслей.
Уроки, на которых используют репродукции живописи, вызывают интерес у учащихся, повышая их работоспособность и творческую активность, что благоприятно влияет на конечные результаты обучения.
В современной научно-методической литературе по вопросам обучения родному языку преобладает позиция необходимости культуроведческого подхода к изучению языка, так как язык, в качестве одного их основных признаков нации, выражает национальную культуру, а культура превращается в предмет изучения при обучении языку. Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает необходимость освоить учащимися при изучении языка жизненный опыт народа, его культуру и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства и поведение учащихся.
Работа по картине способствует выстраиванию обучения родному языку, тесно связанного с освоением реальной действительности, способствуя погруженности учеников в изображаемый художником мир. Живопись помогает организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, который воспринимаются зримо и поэтому объединяют внеязыковые элементы, что крайне необходимо для формирования устной речи детей. Произведения живописи на уроках русского языка помогают в реализации общедидактического принципа соединения обучения и воспитания, помогает в мировоззренческом, нравственном и эмоционально-эстетическом воспитании учеников.
Работа над произведениями живописи реализует у учащихся познавательно-творческую потребность, проявляющуюся стремлением учеников максимально много узнать о предметах и постичь причинно-следственные связи между ними, уяснив пространственные отношения, познав красоту и выразительность цветосочетаний. Положительное влияние искусства на развитие творческих способностей учеников отмечено многими психологами и педагогами. Восприятием искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: чувства, интеллект, память, воображение. Искусство может показать человека с лучшей стороны, чем есть на самом деле.
Восприятие произведений искусства вызывает у учеников прилив творческого вдохновения, порождающего в свою очередь собственную потребность в творчестве, которую можно реализовать при создании сценариев, рассказов по репродукции картины, придумывания эпизодов, которые предшествуют изображенному на ней моменту, разыгрыванию ролей ее персонажей, наделение их биографиями, а также высказывание своего личного мнения о каком-либо произведении живописи. При этом важно, что учитель брал на себя роль посредника, который благодаря словам усиливает эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие на учеников, помогает проявить собственные творческие способности детей, учитывая их возраст и уровень владения речью.
Принципы отбора картин для уроков развития речи
Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка в значительной мере зависит от того, репродукции каких картин предложены для рассмотрения.
Выбор картины должен соответствовать поставленным учебным задачам, в том числе выступать в качестве источника материала для проведения лексических, стилистических и грамматических упражнений. Картина должна выполнять роль опоры, выступать стимулом для осуществления речевых действий, вызывают учеников на разговор, обсуждать, что дает возможность организовывать учебный материал с применением типичных ситуаций, воспроизводимых на художественном полотне, формировать социально-ролевые отношения обучаемых.
С этой целью отбирают картины с ярко выраженным, понятным для определенного возраста сюжетом, который представляет действительны стимул для проведения ситуативно-ролевой игры. Такие картины помогают ученикам войти в ситуацию, разыгрывают изображенной событие, моделируют речевое и неречевое поведение каждого конкретного персонажа, попавшего в различные ситуации, помогает решать социально-речевые задачи, организуя диалог и полилог учеников, в соответствии с сюжетом картины. При овладении той или иной ролью, ученики одновременно научаются речевому общению, выполняют ряд речевых упражнений, фактически этого не осознавая. Постепенно, с разыгрыванием ситуации, изображенной на картине, дети усваивают языковой материал по тематическому принципу.
Нужно подбирать такие картины, которые могут обеспечивать соответствие достаточно информативностью картины уровню языковой компетенции учеников. Это предполагает необходимость отобрать картину с небольшим количеством персонажей или предметов, несложные по композиции и понятные по содержанию.
Следующий важный критерий подбора картин для уроков русского языка – возможность сформировать культуроведческую компетенцию учеников, ознакомить их с историей, культурой, традициями и бытом народа. Данным критерием предусмотрено соединение языка с культурой в учебной процессе и обогащает словарный запас учеников искусствоведческими терминами, словами с культурным окрасом, развивают связную речь, создают предпосылки общения в социально-культурной сфере.
Целесообразным будет подбирать для уроков произведения преимущественно отечественных художников, которые являются важнейшей частью национально-культурного самосознания русского народа, отражением его надежд и стремлений.
Отбирая картины для уроков русского языка, в первую очередь необходимо учесть их эстетическую и воспитательную функцию. Приобщение к шедеврам русского искусства влияет на постепенное формирование у учеников чувства красоты и добра, справедливости и уважения к родному народу, воспитывая понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.
Один из важных критериев отбора любого дидактического материала – наличие у учеников интереса к нему. Произведением живописи у учащихся должен рождаться естественный интерес и определенное отношение к изображенному, чтобы у них появилось желание об этом рассказать, что они увидели в плане личностного восприятия, чтобы у зрителя возник эффект соучастия. Чувство интересного усиливает эмоциональный и мыслительный подъем личности.