Культура речи и речевой этикет
Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей людей, который выражается типами и формами организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.
Речевая культура – это часть общей культуры людей, в которой отражается речевая компетенция – основа нравственной и эстетической культуры человека.
Универсальность речевой культуры проявляется тем, что в ней отражены различные психические системы личности. Культура человека проявляется наиболее ярко и непосредственно в его речи. Первое представление о человеке обычно формируется на основании впечатлений, возникающих от речевой манеры собеседника.
Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Также она заключается в умении находить наиболее доходчивое и наиболее уместное и подходящее для каждого конкретного случая средство выражать свои мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться отдельных обязательных правил и норм, важнейшими из которых являются:
- содержательность – продуманная и предельная информативность выражений. Истинное красноречие – сказать все, что нужно, но не более того;
- логичность – обоснованная и непротиворечивая последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязанные и подчиненные единой мысли. Логика является фундаментом убеждений и доказательств;
- доказательность – достоверное, понятное и обоснованное приведение доводов, которые должны продемонстрировать собеседнику, что все то, о чем идет речь, реально существует и носит объективный характер;
- убедительность – способность убеждения собеседников и укоренение этого убеждения в его сознании. С этой целью учитывают психологическую характеристику собеседника, иллюстрация своих положений яркими примерами;
- ясность – выражения должны быть четкими и ясными, слишком быструю речь трудно воспринимать, слишком медленная – раздражает, тусклость и невыразительность речи может погубить любую самую глубокую мысль;
- понятность – использование слов и терминов, понятных для собеседника, не стоит добавлять в речь слишком много иностранных и редко употребляемых слов и выражений, а также вульгарных слов и жаргонизмов.
Приемы обучения речевому этикету
Речевой этикет – это система устойчивых форм общения, определенная обществом для использования в речевых контактах между собеседниками в официальной и неофициальной обстановке.
Основа речевого этикета – утверждение корректности и доброжелательных отношений людей. Требования речевого этикета базируются на этнокультурных традициях коммуникативной практики определенного народа, предполагающие соблюдение правил национально-специфического речевого поведения, регулятивного характера, отличаются устойчивостью использования.
Для развития речевого этикета, младший школьный возраст является сензитивным, так как детям 6-10 лет характерна особая восприимчивость ко всему окружающему, поэтому они легко склонны запоминать любые поведенческие модели.
Задачи обучения речевому этикету:
- формировать коммуникативную грамотность учеников в области речевого этикета, предполагающая знание предназначения, норм и функций речевого этике, а также понимание причин конфликтов, которые возникают при учебном и бытовом общении;
- формировать умение осмысления своей коммуникативной практики;
- формировать навык ответственного речевого поведения и его корректировка;
- обучать эффективному использованию речевого этикета в разных ситуациях общения.
Первые занятия по развитию у детей знаний речевого этике должны выстраиваться на подключении элементов памяти ребенка и наглядности. Сначала ученики должны задуматься о том, насколько правильно они поступили в определенной ситуации.
Далее постепенно переходят к расширению эмоционального и интеллектуального знакомства детьми с миром этических норм бытия, постепенно накапливают опыт нравственных отношений с окружающими. На этой стадии важную роль играет личная позиция ребенка – он должен научиться разъяснению, объяснению, обсуждению и формулированию правильных выводов.
Отрабатывать навыки речевого этикета можно в разных речевых ситуациях.
Речевая ситуация – это ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие коммуникантов.
Любой речевой ситуации характерен ряд параметров:
- участники – адресант и адресат;
- референтная ситуация, являющаяся фрагментом объективной действительности, с которым соотносится референциальное содержание высказывание;
- деятельностные ситуации, в рамках которых протекает речевое взаимодействие;
- предметно-ситуативный фон – место общения, происходящее вокруг, социальная, политическая и историко-культурная ситуация;
- канал связи – акустический или визуальный, предполагающий наличие или отсутствие непосредственного контакта коммуникантов.
Еще одна форма работы обучения речевому этикету – беседа. С ее помощью можно выяснить, какие знания есть у учеников по той или иной теме, выяснить точку зрения учеников, сформировать умение выстраивать речевое высказывание, настраивать детей на изучение темы.
Используя ролевые игры, может быть отработана тактика поведения человека в той или иной ситуации. Чтобы была возможность провести такую игру, должна быть разработана модель-пьеса ситуации, а также распределены роль между учениками.
Учебные дискуссии – еще одна форма обучения речевому этикету. Учебные дискуссии, как открытое обсуждение какого-то спорного вопроса, используют, чтобы обучающиеся общались по вопросу той или иной проблемной задачи, спорного вопроса в диалоге, учитывая все мнения участников и достигая согласованной позиции.
Также целесообразным представляется наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного возраста преимущественно развито наглядно-образное мышление.