Формирование каллиграфического навыка
Каллиграфия – это отрасль изобразительного искусства; искусство красивого начертания букв.
С первых дней поступления ребенка в первый класс, он начинает учиться первоначальным навыкам письма и чтения, без которых невозможно далее обучаться и приобретать знания. Чтение и письмо тесно взаимосвязаны, но каждый навык обладает собственной спецификой.
Специфика письма – две его стороны – графическая и орфографическая. Ребенку необходимо учиться писать не только четко и быстро, но вместе с этим и грамотно.
Актуальность проблемы обучения первоклассников каллиграфическому письму определяется в первую очередь тем, что сегодня, в период научно-технического прогресса и бурного информационного потока, современный человека должен много самообразовываться. В связи с чем и возникает необходимость быстро и разборчиво писать, а основы такого письма закладываются именно во время обучения в начальной школе.
Систематическая работа, направленная на формирование почерка учеников – одна из основных задач школы. Работа над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в школу и продолжается в следующих классах.
Проблема обучения детей письму состоит из нескольких аспектов:
- педагогического, включающего методику и тактику работы учителя;
- гигиенического, предусматривающего наиболее рациональное нормирование самого процесса письма;
- психофизиологического, представляющего основу для рационального построения методики, а также для гигиенического нормирования.
Чтобы успешно обучать каллиграфическому письму младшеклассников, необходимо знать процесс формирования графических навыков письма у детей, и условия, которые необходимы для формирования этого навыка.
Почерк – это крайне устойчивое индивидуальное образование. По почерку возможно идентифицировать личность человека.
Бабанским Ю.К. выделен ряд приемов письма:
- сравнить образец и результат письма;
- перевести звук в письменную букву и печатной буквы в письменную;
- написать букву – где начинать, куда вести ручку, поворачивать и пр.;
- соединить буквы – без отрыва, с отрывом, через верх или через низ и пр.;
- сопоставлять буквы по высоте – соблюдать одинаковую высоту букв на строчке;
- правильно наклонять буквы при письме.
Обучение письму – это процесс выработки графического навыка.
Навык – это действие, которое сформировано через повторение и характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Федосовым Н.А. выделено три основных этапа в формировании навыка письма:
- 1 этап - аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия и уяснение содержания;
- 2 этап – синтетический – соединение отдельных элементов в единое действие;
- 3 этап – автоматизация – фактическое образование непосредственного навыка действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Приемы формирования каллиграфического навыка
Выделяют несколько основных приемов формирования каллиграфического навыка:
- демонстрация учителем процесса письма и объяснение способа написания букв, слогов, слов и предложений во время этого показа. Показ осуществляют на классной доске для всего класса или в тетради индивидуально для каждого учащегося;
- списывание с готового образца – прием базируется на подражании, воспроизведении образцов письма и после сравнении написанного с образцом;
- копирование – применяется ограниченно из-за того, что обведение учащиеся осуществляют без необходимой степени осознанности процесса письма и даже видения формы буквы. Обведение по образцу развивает и упражняет двигательные представления детей;
- воображаемое письмо – проводится или по образцу, написанному учителем, или вслед за письмом учителя на доске, по прописи;
- анализ формы букв – может анализироваться форма буквы через разложение ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, а может проводиться сравнительный анализ с уже знакомой буквой;
- введение в обучение правил письма – помогает сознательно овладевать навыками письма. Сознательное усвоение правил эффективно, когда навык еще совершенствуется, то есть не стал автоматизированным;
- письмо под счет или в такт счету – данный прием помогает вырабатывать плавное, ритмическое письмо определенного темпа. Данным приемом оживляется работа, вызывая интерес к письму;
- прием ошибочного написания – необходим, чтобы дети самостоятельно заметили ошибку, и нашли ответ, как не допустить таких ошибок в будущем. При этом в 1 классе, например, не стоит наносить на доску примеры ошибочного написания букв. Детям лучше самостоятельно найти ошибку в своих записях и исправить ее.
Потапова Е.Н. выделила 3 этапа обучения каллиграфическому письму:
- первый этап – развитие мускульной памяти – в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее возбудимой и цепкой является мускульная память. Дети обучаются разновидностям штриховки. Сначала заштриховывают различные геометрические фигуры, используя для штриховки параллельные отрезки, а затем учатся составлению простейших фигур из них.
- второй этап – развитие тактильной памяти – соединить в памяти ребенка образец заглавной и строчной буквы и их соединения. Помимо тактильной информации дети могут получать и зрительную и слуховую информацию, развивать чувство языка и орфографическую зоркость;
- третий этап – письмо букв, используя специальные трафареты – данный этап обычно продолжительностью 10-14 дней. За этот период у детей отмечается закрепление навыков, отработанных на первых этапах, то есть отмечается выработка правильного наклона букв, обработка направления письма, написания букв и ее элементов. Дети подкладывают вкладыш с написанными буквами и их соединениями, и обводят буквы. Также, дано известно, что развитие мелкой моторики тесно связано с детской речью, поэтому, делая упражнения по укреплению мышц руки, тренируется мозговая деятельность.