Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение каллиграфическому письму первоклассников

Формирование каллиграфического навыка

Определение 1

Каллиграфия – это отрасль изобразительного искусства; искусство красивого начертания букв.

С первых дней поступления ребенка в первый класс, он начинает учиться первоначальным навыкам письма и чтения, без которых невозможно далее обучаться и приобретать знания. Чтение и письмо тесно взаимосвязаны, но каждый навык обладает собственной спецификой.

Специфика письма – две его стороны – графическая и орфографическая. Ребенку необходимо учиться писать не только четко и быстро, но вместе с этим и грамотно.

Актуальность проблемы обучения первоклассников каллиграфическому письму определяется в первую очередь тем, что сегодня, в период научно-технического прогресса и бурного информационного потока, современный человека должен много самообразовываться. В связи с чем и возникает необходимость быстро и разборчиво писать, а основы такого письма закладываются именно во время обучения в начальной школе.

Систематическая работа, направленная на формирование почерка учеников – одна из основных задач школы. Работа над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в школу и продолжается в следующих классах.

Проблема обучения детей письму состоит из нескольких аспектов:

  • педагогического, включающего методику и тактику работы учителя;
  • гигиенического, предусматривающего наиболее рациональное нормирование самого процесса письма;
  • психофизиологического, представляющего основу для рационального построения методики, а также для гигиенического нормирования.

Чтобы успешно обучать каллиграфическому письму младшеклассников, необходимо знать процесс формирования графических навыков письма у детей, и условия, которые необходимы для формирования этого навыка.

Определение 2

Почерк – это крайне устойчивое индивидуальное образование. По почерку возможно идентифицировать личность человека.

Бабанским Ю.К. выделен ряд приемов письма:

«Обучение каллиграфическому письму первоклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • сравнить образец и результат письма;
  • перевести звук в письменную букву и печатной буквы в письменную;
  • написать букву – где начинать, куда вести ручку, поворачивать и пр.;
  • соединить буквы – без отрыва, с отрывом, через верх или через низ и пр.;
  • сопоставлять буквы по высоте – соблюдать одинаковую высоту букв на строчке;
  • правильно наклонять буквы при письме.

Обучение письму – это процесс выработки графического навыка.

Определение 3

Навык – это действие, которое сформировано через повторение и характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Федосовым Н.А. выделено три основных этапа в формировании навыка письма:

  • 1 этап - аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия и уяснение содержания;
  • 2 этап – синтетический – соединение отдельных элементов в единое действие;
  • 3 этап – автоматизация – фактическое образование непосредственного навыка действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Приемы формирования каллиграфического навыка

Выделяют несколько основных приемов формирования каллиграфического навыка:

  • демонстрация учителем процесса письма и объяснение способа написания букв, слогов, слов и предложений во время этого показа. Показ осуществляют на классной доске для всего класса или в тетради индивидуально для каждого учащегося;
  • списывание с готового образца – прием базируется на подражании, воспроизведении образцов письма и после сравнении написанного с образцом;
  • копирование – применяется ограниченно из-за того, что обведение учащиеся осуществляют без необходимой степени осознанности процесса письма и даже видения формы буквы. Обведение по образцу развивает и упражняет двигательные представления детей;
  • воображаемое письмо – проводится или по образцу, написанному учителем, или вслед за письмом учителя на доске, по прописи;
  • анализ формы букв – может анализироваться форма буквы через разложение ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, а может проводиться сравнительный анализ с уже знакомой буквой;
  • введение в обучение правил письма – помогает сознательно овладевать навыками письма. Сознательное усвоение правил эффективно, когда навык еще совершенствуется, то есть не стал автоматизированным;
  • письмо под счет или в такт счету – данный прием помогает вырабатывать плавное, ритмическое письмо определенного темпа. Данным приемом оживляется работа, вызывая интерес к письму;
  • прием ошибочного написания – необходим, чтобы дети самостоятельно заметили ошибку, и нашли ответ, как не допустить таких ошибок в будущем. При этом в 1 классе, например, не стоит наносить на доску примеры ошибочного написания букв. Детям лучше самостоятельно найти ошибку в своих записях и исправить ее.

Потапова Е.Н. выделила 3 этапа обучения каллиграфическому письму:

  • первый этап – развитие мускульной памяти – в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее возбудимой и цепкой является мускульная память. Дети обучаются разновидностям штриховки. Сначала заштриховывают различные геометрические фигуры, используя для штриховки параллельные отрезки, а затем учатся составлению простейших фигур из них.
  • второй этап – развитие тактильной памяти – соединить в памяти ребенка образец заглавной и строчной буквы и их соединения. Помимо тактильной информации дети могут получать и зрительную и слуховую информацию, развивать чувство языка и орфографическую зоркость;
  • третий этап – письмо букв, используя специальные трафареты – данный этап обычно продолжительностью 10-14 дней. За этот период у детей отмечается закрепление навыков, отработанных на первых этапах, то есть отмечается выработка правильного наклона букв, обработка направления письма, написания букв и ее элементов. Дети подкладывают вкладыш с написанными буквами и их соединениями, и обводят буквы. Также, дано известно, что развитие мелкой моторики тесно связано с детской речью, поэтому, делая упражнения по укреплению мышц руки, тренируется мозговая деятельность.
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot