Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение говорению. Работа с коротким текстом

Методы обучения говорению

Определение 1

Говорение – это разновидность речевой деятельности, посредством которой осуществляется устное вербальное общение.

Говорение может быть разной сложности, начиная вербализацией эмоциональных состояний посредством простейших восклицаний, называния предметов, ответов на вопросы, заканчивая развернутым самостоятельным высказыванием.

Основа современных методов обучения говорению представлена такими категориями устноязычного общения как роль, ситуация, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, рассматриваемыми в современной модели речевой коммуникации.

Коммуникативная ситуация – важнейший метод обучения, состоящий из четырех факторов:

  • обстоятельства действительности, в которых протекает коммуникация, в том числе посторонние лица;
  • отношения коммуникантов;
  • речевое побуждение;
  • реализация самого акта общения, которое создает стимул к речи.

Современная система обучения говорению основана на повторяющихся, типичных коммуникативных ситуациях.

Типичная коммуникативная ситуация – это некоторое воображаемое построение, модель реального контакта, внутри которой будет реализовываться речевое поведение собеседников в типичных для них социально-коммуникативных ролях.

Еще одна важная составляющая метода обучения говорению – вид общения. Речевые контакты людей протекают в условиях, которые отличаются числом участников, характером отношений между ними, а также наличием смены ролей говорящего и слушающего в рамках единого коммуникативного акта.

Современной методологией обучения говорению различается два рода неофициального общения – деловой разговор и свободная беседа.

Деловой разговор рассматривается в качестве необходимого звена во внеречевой деятельности, в качестве средства решения вытекающих из невербальных действий проблем.

Свободная беседа – самостоятельная коммуникативная деятельность, т. е. такая деятельность, целью которой является установление контакта и взаимопонимания, воздействие на знания, умения и систему социальных ценностей, эмоциональное состояние других людей. В социально-культурной коммуникации свободная беседа является основным, наиболее распространенным видом общения. Тематику свободной беседы отличает исключительная широта диапазона, не зависящая от какой-либо внеречевой деятельности или места действия. Свободной беседе характерно большое разнообразие речевых стимулов, которые побуждают ее участников к общению.

«Обучение говорению. Работа с коротким текстом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа с короткими текстами

Разработано два основных подхода к тому, чтобы ребенок наверняка уловил смысл прочитанного, а педагог или родитель могли это отследить.

  • Классический способ работы с текстами состоит из стандартных приемов, которые традиционно применяются в школах. Сначала ребенок должен внимательно прочитать текст, ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, озаглавить его, если это требуется, найти и постараться объяснить незнакомые и непонятные слова.
  • Прогрессивный способ предполагает проникновение в суть проблемы и учит ребенка логическому мышлению, обращению внимания на детали текста, видение целостной структуры текста, нахождению в нем существенной и несущественной информации, соотношению прочитанного и собственного опыта ребенка и пр. Существует ряд конкретных приемов, тренирующих все эти навыки.

Приемы работы с текстом, учащие ребенка понимать смысл прочитанного:

  • изменение одной какой-либо детали внутри текста. Можно попросить ребенка порассуждать, каким образом эта перемена повлияет на развитие сюжета;
  • работа с деформированными текстами – можно распечатать текст на бумаге, разрезать его на несколько частей и дать ребенку задание соединить кусочки в единый текст по смыслу;
  • сокращение текста таким образом, чтобы смысл не был потерян. Ненужные слова и предложения могут вычеркиваться карандашом или маркером прямо в тексте;
  • составление совместно с детьми новых предложений или целого рассказа по ключевым словам из текста;
  • распечатать текст, в котором пропущены отдельные слоги или целые слова. Дети должны прочитать его и восстановить смысл прочитанного текста;
  • подчеркнуть самые короткие предложения внутри текста. Поставить задачу их развития, дополняя второстепенными членами предложения.

Помимо того, совместно с педагогом дети могут составлять цепочку ключевых слов, связывающих текст в единую систему. На более поздних этапах работы с текстами они могут использоваться для их пересказа.

Приемы работы с текстами, для научения детей навыкам анализа текста

Начинать нужно с наиболее простых заданий:

  • определение темы, основной идеи текста;
  • составление плана текста, на основании плана формирование небольшой раскадровки или графического комикса;
  • составление цепочки тезисов, наиболее важных фактов и событий;
  • формулирование заковыристых вопросов по содержанию текста, на которые нельзя дать однозначный ответ. Можно вместе с ребенком рассуждать над событиями, которые описаны в тексте, характером и поступками героев;
  • можно предложить ребенку встать на место одного из персонажей текста. Он может пофантазировать, как бы он стал себя вести, и какие поступки он бы совершал на месте главного героя.
Дата последнего обновления статьи: 02.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot