Анализ программных задач рисования в соответствии с возрастной группой
В первой младшей группе задачами рисования выступают:
- вызвать интерес к процессу рисования как типу деятельности, которая дает результат;
- ознакомить детей с материалами для рисования и приемами пользования ими;
- научить понимать рисунок взрослого в качестве изображения предмета;
- научить проводить прямые, округлые линии и замкнутые формы.
Задачи рисования во второй младшей группе:
- научить изображать разнообразные несложные предметы, передавать основных их признаки – форму, цвет;
- развивать чувство цвета – учить различать и называть основные цвета;
- развивать композиционные умения – расположение изображения в середине альбомного листа;
- совершенствовать технические навыки.
Задачи рисования в средней группе:
- научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы, передавать их строение, основные части и детали;
- научить пользоваться цветом в качестве художественного выразительного средства;
- развивать композиционные умения в расположении предмета по центру листа;
- совершенствовать технические навыки закрашивания рисунка карандашами и красками.
Задачи рисования в старшей группе:
- научить правильно передавать форму предмета, его признаки, относительную величину и положение частей;
- научить передавать в рисунке несложные движения;
- развивать и совершенствовать чувство цвета;
- развивать технические навыки работы с карандашом и красками;
- научить рисовать цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.
Задачи предметного рисования в подготовительной группе:
- научить изображать строение, величину, пропорции, характерные признаки предметов с натуры и по представлению;
- научить передаче богатства форм и красок, созданию выразительных образов;
- развивать композиционные умения;
- развивать чувство цвета;
- развивать технические навыки – умение смешать краски, чтобы получить разные цвета и оттенки;
- накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.
Этапы работы над рисованием деревьев
Рисование дерева состоит из нескольких этапов:
- первый этап – ствол дерева – его основа, поэтому рисование дерева начинают именно со ствола. Вверху ствол тоньше, а внизу толще. Если рисунок выполняется кистью, то верх ствола должен быть нарисован ее кончиком, а низ – нажимом всей кисти;
- второй этап – изображение главных, крупных веток. Их рисуют, как и ствол, – вверху тоньше, а ближе к стволу – толще и направляют их вверх тонким концом, также нужно отметить, что на стволе ветки находятся на разном расстоянии;
- третий этап – рисование мелких веток, то есть кроны дерева. Их много. Мелкие ветки изображают одинаковой толщины – они тонкие, тянутся вверх к солнцу. Работу с цветом лучше начать большими объемами – с неба, земли, а уже затем закрашивать ствол дерева, крону. На заключительном этапе прорисовывают детали.
Рисование деревьев разных пород
Рисование деревьев в пейзаже отличается от простого рисования дерева. Так как изображение любого дерева достаточно сложный процесс, так как предполагает рисование множества ветвей и веточек, а листьев еще больше, то нарисовать массу таких мелких детали по отдельности, особенно если дерево располагается на заднем плане – практически невозможно. В таком случае рисование основывается на следующем правиле: при нахождении вдали от дерева, можно видеть только его общую форму, без мелких подробностей и деталей.
Рисование ели.
Рисовать детям интереснее на тонированной бумаге, гуашью, с использованием палитры, на которой можно смешать разные оттенки цветов. Использовать нужно три кисти: широкую для ствола, среднюю для веток и тонкую для хвои.
При изображении хвоинок следует обратить внимание детей на то, что верхние ветки молодые, более упругие и их зелень ярче, а книзу дерева хвоинки на ветках старше, поэтому их цвет темнее.
Рисование сосны.
Рисование сосны целесообразно предлагать посредством использования цветных карандашей, но детям это сложно, также можно научить детей рисовать молодое дерево.
На тонированной бумаге нужно нарисовать две полосы, используя палитру. Используются две кисточки: широкая для ствола и средняя толщина для рисования хвоинок.
Широкой кистью светло-коричневой краской рисуют короткий ствол. Техника такая же, как во время рисования ели. Особое внимание уделяют рисованию веток. Обычно сначала рисуют две маленькие ветки наверху, а позже от ствола рисуют две веточки вверх к солнцу и отсюда же две вниз. Далее средней кисточкой изображают хвоинки, верхние ветки более молодые и хвоя на них светлее и ярче, нижние хвоинки более старые, поэтому их цвет темнее.
Можно также продемонстрировать способ рисования кроны без веток – контуром, а также предложить детям нарисовать разнообразные сказочные или выдуманные деревья.
Рисование дуба.
Его рисуют на листе тонированной бумаги с использованием гуаши и палитры. Дети работают тремя кисточками: широкой для ствола, средней толщины и жесткой.
Дуб называют великаном, у него очень толстый ствол, поэтому его изображают широкой кистью с использованием коричневой краски следующим образом: проводят центральную линию и далее наращивают ствол с одной и с другой стороны. Ствол дуба толстый, дерево могучее, оно крепко стоит на земле – видны его корни. Средней кисточкой с краской коричневого цвета, рисуют ветки. Ветви от времени изогнулись, стали толстыми и старыми. У дуба отсутствует такая макушка, как у всех остальных деревьев. Сверху ветви изогнуты и от ствола отходят изогнутые толстые ветви. От толстых веток в свою очередь отходят маленькие и изогнутые, их изображают самым кончиком кисточки. Зелень дуба более прозрачная и резная, ее изображают посредством использования жесткой клеевой кисти «тычками».