Особенности педагогики
Педагогика как наука обладает своими особенностями, которые определяются ее строением, включающей педагогическую деятельность, педагогическое учение и ступени изучения педагогических проявлений и процессов, собственные методики педагогики.
Педагогической деятельностью называют непосредственную работу преподавателей и воспитателей, представляющую свои требования как к субъектам и объектам педагогики, а именно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой системе и методики науки. Она требует основные указания и формы обновления педагогики.
В свою очередь педагогическая теория, основываясь на анализе педагогической деятельности, разрешает выдвигать и познавать свои научные предположения, разбирать полученные научные истины, выражать принятые позиции, что в окончательном итоге содействует правильному и всеобщему формированию всей педагогической науки.
Методы педагогики, а именно, приемы и способы исследования педагогических явлений и процессов, предоставляют возможность педагогике добиваться желаемых результатов.
Степени анализа в педагогике разрешают глобально и правильно проверять педагогические явления и процессы и, основываясь на этом, приходить к правильному заключению об их содержимом и определении функционирования.
Четыре ступени анализа в педагогике
Обычно выделяют четыре ступени анализа в педагогике:
- I уровень, гносеологический, благодаря этому уровню можно правильно определять наиболее полные научные аспекты, анализируя педагогические явления и процессы;
- II уровень, мировоззренческий, заключает в себе законы о способах воспитания и совершенствования личности ребенка и взрослого, об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности как социальных явлениях;
- III уровень, научно-содержательный, дает возможность верно определять и доказывать законы и закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения и воспитания людей;
- IV уровень, логико-гносеологический, дает возможность верно осознать предмет и объект педагогики, формулировка и развитие разновидностей науки, реализовать определение и развитие видов педагогики, обнаружить аналогию педагогической теории и педагогической практики, взаимодействие педагогики с другими науками, определять положения о соответствии фундаментальных и прикладных усвоений и построений, прогнозировать в формировании самой педагогики.
Также отличительной чертой педагогики является то, что она контактирует с определенными людьми, личностями. От того, как хорошо она их знает и принимает во внимание их разные качества и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.
Педагогика принимает во внимание внешне определенные оценки личности, к которым относятся:
- Целостность
- Стадиальность
Педагогика принимает во внимание также внутренне предопределенные оценки личности, к которым относятся:
- Анатомо-физиологические особенности личности
- Особенности физиологии высшей нервной деятельности
- Интеграция
- Компенсация
При этом педагогика отталкивается от того, что у человека в ходе обучения и воспитания должна создаваться рабочая жизненная позиция, являющая собой взаимообусловленную определенными социальными обстоятельствами устойчивую форму проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.
Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения ими социальным опытом, профессиональным мастерством.
Основой динамичной жизненной позиции, ее стержнем является убеждения личности, ее внутренние мировоззрения и отношение к общественным обязательствам.
Активная жизненная позиция
Центральными структурными элементами активной жизненной позиции являются:
- нормативно-оценочный, заключающий в себе прочные и всесторонне образованные знания, взгляды, отношения личности;
- мотивационно-побуждающий, содержит в себе общественно и собственно обозначенные основные требования, направленность, стремления, совершенства и т.п. характерные черты личности;
- практически-действенный, показывает непрерывное стремление человека действовать на благо общества, его твердые волевые усилия и высокую эмоциональную выносливость.
Признаками обнаружения активной жизненной позиции выступают:
- нацеленность на успех и осмысленность в действиях и свершениях человека;
- обязательство и активность в разных видах деятельности независимо от условий, в которых они реализуются;
- Итоги деятельности и социальной активности человека, отвечающие условиям деятельности и требованиям жизни в обществе;
- конкретные действия, поведение и образ жизни личности.
Активная жизненная позиция должна быть как у преподавателей и воспитателей, так и у учеников. Ее существование обозначает чрезмерно огромную степень ответственности всех участников преподавательского процесса за обоюдные действия и поступки, за качество удерживаемых и улучшаемых взаимоотношений его сторон, за итоги учебно-воспитательной работы. Особенную значимость получает активная жизненная позиция преподавателей и учеников в трудных условиях общественных, хозяйственных и политических изменений в обществе, когда совершаются важные преобразования и переворот в социальном и личном осознании, во всей системе связей и отношений между людьми. Общество всегда должно интересоваться постоянным воспроизводством и совершенствованием активности и надежности преподавателей и учеников в их отношении к воспитанию, обучению и образованию.
Наконец, педагогика основывается на том, что обучение и воспитание представляется глубоко национальными по своему содержимому.
Еще одной признаком педагогики является то, что она исследует и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детства. То, что закладывается педагогикой и принимается во внимание в это время, то и формируется и улучшается позже.
Материальным стержнем жизни ребенка является его организм. Поэтому одним из главных видов его совершенствования педагогика принимает во внимание общефизическое развитие. Оно содержит в себе физическое совершенствование ребенка, т.е. процесс развития его организма, повышение ловкости и силы, формирование физических функций под влиянием условий жизни и видов деятельности. Так же в него включено и особое физическое совершенствование, сконцентрированный на исполнение особых видов движений, прежде всего сугубо профессиональных.
Физическое совершенствование тесно связанно с трудовым развитием, состоящее из устойчивой привычки к трудовому усилию и преодолению несвязанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта манера незаметно переходит в качество личности, которое называется старанием. Становление ребенка до степени старания означает, что он овладел общими и специальными трудовыми познаниями, умениями и навыками, психологически готов к трудовой деятельности, способен получать удовлетворения и удовольствия от труда.
Важный вид человеческого совершенствования - интеллектуальное развитие.
Содержанием интеллектуального развития является развитие общедуховное, которое заключает в себе строгий объем базисных научных познаний о мире и способность философской, конкретно-исторической расценивания действительности. Его компонентом является и гражданско-политическое развитие, изображающееся в знаниях об основных интересах разных классов и социальных групп, о политике как концентрированном представлении экономики, в умении с общегражданских позиций понять явления, события, процессы социальной жизни.
Огромную значимость в жизни ребенка имеет нравственное совершенствование, заключающее в себе познание ведущих нравственных норм, правил, твердые социально значимые навыки поведения в единении с неизменным нравственным чувством, умением нравственного переживания.
На каждом этапе возрастного развития ребенку важно достичь нужной для этого этапа завершенности развития, психофизиологической и духовной развитости, которая не всегда соответствует возрастным рамкам и запросам школьного образования. Различные старания развития детей за счет большого усилия в раннем возрасте неотвратимо ведут к перегруженности и усталости, физическим и психическим срывам.