Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика в системе наук о человеке

В свете становления новых мировоззренческих парадигм, подходов, стандартов конечная цель и смысл современной системы образования подвергается переосмыслению, модернизации, совершенствованию. Приоритетным направлением современной педагогической науки выступают:

  • гуманистическая ориентация, направленность процессов воспитания и обучения на интересы личности, социума и государства;
  • отход от автократических установок в процессе формирования личности, создание оптимальных условий для ее формирования.

Специфика педагогической деятельности, ее высокая антропологическая, гуманистическая составляющая определяют особый статус педагогики в системе наук о человеке.

Место современной педагогической науки в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе выявления ее взаимосвязей с другими научными областями. Начиная с периода своего становления, дидактика была тесно связана с рядом других научных отраслей, реализующих неоднозначное влияние на ее развитие.

Педагогика и философия

Многотысячную историю существования насчитывают разноуровневые взаимоотношения педагогики с философией. Возникновение и развитие философских идей продуцировало и продолжает продуцировать формирование, теоретико-методологическое, философское обоснование педагогических концепций и теорий; по сегодняшний день философия задает ракурс педагогических поисков, что повышает продуктивность взаимодействия двух научных областей.

Замечание 1

Приоритетной функцией философии в дидактике выступает методологическая: философия как наука выступает мировоззренческим по своей природе научным знанием, направленным на решение онтологических вопросов бытия, поиска места человека в мире, в системе взаимосвязей личности с природно-социальной окружающей средой. Соответственно, та или иная философская мировоззренческая парадигма (материалистическая, экзистенциальная, прагматическая) определяет интенции педагогических поисков, целевые, содержательные, технологические характеристики образовательно-воспитательного процесса.

«Педагогика в системе наук о человеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогика и психология

Традиционно продуктивной выступает взаимосвязь педагогики с психологией. Эффективность реализации педагогической деятельности во много обусловлена личностными особенностями участников образовательно-воспитательного процесса.

Замечание 2

Понимание особенностей человеческой природы, системы ее потребностей и возможностей, законов психологической активности и личностного развития – далеко не полный перечень психологических достижений, обогащающих современную педагогическую науку.

Педагогика и естественные науки

Помимо философии и психологии, педагогика реализует тесное взаимодействие с науками, изучающими участников образовательно-воспитательного процесса не только как психологическое образование, но и как биологическое существо – биологией, медициной, антропологией и пр.

Образование как социальный феномен, как целенаправленный процесс социализации и адаптации к социальным требованиям, не может игнорировать природные факторы существования личности. Проблема соотношения биологического и социального выступает одной из наиболее актуальных педагогических проблем.

В результате тесного взаимодействия педагогики с медициной появилось такое перспективное направление развития педагогики, как коррекционная педагогика. В центре внимания новой научной области – оптимизация педагогических условий, повышение эффективности обучения и воспитания детей с особыми потребностями.

Педагогика и общественные науки

Не остается педагогика в стороне от достижений наук социального плана, включая политологию, социологию, экономику и пр. Взаимосвязь научных областей во много определяет направления педагогической подготовки, требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов, максимально отвечающих потребностям социума на конкретном этапе своего исторического развития.

Замечание 3

Таким образом, на протяжении своего развития и сегодня педагогика выступает неотъемлемой составляющей наук, посвященных различным аспектам деятельности человека, личности, что обуславливает необходимость синтеза в рамках педагогической деятельности достижений наук гуманитарного, медицинского, социального и пр. характера.

Дата последнего обновления статьи: 12.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot