В свете становления новых мировоззренческих парадигм, подходов, стандартов конечная цель и смысл современной системы образования подвергается переосмыслению, модернизации, совершенствованию. Приоритетным направлением современной педагогической науки выступают:
- гуманистическая ориентация, направленность процессов воспитания и обучения на интересы личности, социума и государства;
- отход от автократических установок в процессе формирования личности, создание оптимальных условий для ее формирования.
Специфика педагогической деятельности, ее высокая антропологическая, гуманистическая составляющая определяют особый статус педагогики в системе наук о человеке.
Место современной педагогической науки в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе выявления ее взаимосвязей с другими научными областями. Начиная с периода своего становления, дидактика была тесно связана с рядом других научных отраслей, реализующих неоднозначное влияние на ее развитие.
Педагогика и философия
Многотысячную историю существования насчитывают разноуровневые взаимоотношения педагогики с философией. Возникновение и развитие философских идей продуцировало и продолжает продуцировать формирование, теоретико-методологическое, философское обоснование педагогических концепций и теорий; по сегодняшний день философия задает ракурс педагогических поисков, что повышает продуктивность взаимодействия двух научных областей.
Приоритетной функцией философии в дидактике выступает методологическая: философия как наука выступает мировоззренческим по своей природе научным знанием, направленным на решение онтологических вопросов бытия, поиска места человека в мире, в системе взаимосвязей личности с природно-социальной окружающей средой. Соответственно, та или иная философская мировоззренческая парадигма (материалистическая, экзистенциальная, прагматическая) определяет интенции педагогических поисков, целевые, содержательные, технологические характеристики образовательно-воспитательного процесса.
Педагогика и психология
Традиционно продуктивной выступает взаимосвязь педагогики с психологией. Эффективность реализации педагогической деятельности во много обусловлена личностными особенностями участников образовательно-воспитательного процесса.
Понимание особенностей человеческой природы, системы ее потребностей и возможностей, законов психологической активности и личностного развития – далеко не полный перечень психологических достижений, обогащающих современную педагогическую науку.
Педагогика и естественные науки
Помимо философии и психологии, педагогика реализует тесное взаимодействие с науками, изучающими участников образовательно-воспитательного процесса не только как психологическое образование, но и как биологическое существо – биологией, медициной, антропологией и пр.
Образование как социальный феномен, как целенаправленный процесс социализации и адаптации к социальным требованиям, не может игнорировать природные факторы существования личности. Проблема соотношения биологического и социального выступает одной из наиболее актуальных педагогических проблем.
В результате тесного взаимодействия педагогики с медициной появилось такое перспективное направление развития педагогики, как коррекционная педагогика. В центре внимания новой научной области – оптимизация педагогических условий, повышение эффективности обучения и воспитания детей с особыми потребностями.
Педагогика и общественные науки
Не остается педагогика в стороне от достижений наук социального плана, включая политологию, социологию, экономику и пр. Взаимосвязь научных областей во много определяет направления педагогической подготовки, требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов, максимально отвечающих потребностям социума на конкретном этапе своего исторического развития.
Таким образом, на протяжении своего развития и сегодня педагогика выступает неотъемлемой составляющей наук, посвященных различным аспектам деятельности человека, личности, что обуславливает необходимость синтеза в рамках педагогической деятельности достижений наук гуманитарного, медицинского, социального и пр. характера.