Антон Семенович Макаренко – одна из ключевых фигур в отечественной педагогике минувшего столетия. В процессе создания своей педагогической системы, А. С. Макаренко, опираясь на классическое педагогическое наследие, принимал активное участие в поисках новых путей и способов оптимизации образовательных и воспитательных процессов первой половины XX века. Творчество выдающегося педагога, исследователя и ученого существенно обогатило современную методологию воспитания, теорию и организацию воспитания, дидактику как науку в целом.
Личность педагога в концепции ученого
Личность педагога, безусловно, занимает центральную позицию в процессе организации и практической реализации образовательно-воспитательного процесса, соответственно, именно к нему выдвигаются максимально высокие требования.
Педагог, по мнению ученого, должен быть не только всесторонне образованным, отличаться высокой нравственностью, бескорыстностью, но и понимать, что его работа, возможно, самая трудная, самая ответственная, требующая максимального напряжения духовных и физических сил.
Ученый решительно опровергал мнение, что дети любят исключительно мягких и уступчивых воспитателей. В его понимании, главной чертой учителя должно стать «знание, удача», профессионализм специалиста, и лишь в этом случае ему гарантировано признание со стороны воспитуемых.
Творческое мастерство в понимании А. С. Макаренко
Огромный образовательно-воспитательный потенциал, по мнению педагога, заключается в самом педагогическом коллективе, в его сплоченности, направленности на достижение общих целей, согласованности действий. А. С. Макаренко указывал, что высокий уровень педагогического мастерства выступает по своей сути результатом спаянности, сплоченности педагогического коллектива, всех педагогов, принимающих участие в воспитательном процессе. От коллектива во многом зависит уровень педагогического мастерства каждого отдельного воспитателя, более того, настоящим мастером в выбранной профессии можно стать только в сплоченном творческом коллективе. Крайний индивидуализм и склоки ученый подвергал резкой критике.
Анализируя ситуацию с формированием педагогических коллективов в начале минувшего столетия, исследователь указывал на практически полное отсутствие воспитательских коллективов в стране, отсутствие понимания того, каким этот коллектив должен быть. Следует отметить, что, несмотря на то, что прошло почти столетие проблема творческих педагогических коллективов остается актуальной и в начале третьего тысячелетия.
Отношения как истинный объект педагогики
Основой взаимодействия в коллективе выступает единство, согласование и осознание каждым членом группы педагогических требований, опирающихся на демократический стиль поведения.
Отношения между всеми участниками коллектива выступают, по словам А. С. Макаренко, «истинным объектом педагогической работы».
В конечном счете, вступая во взаимоотношения с обучающимися, педагоги именно посредством отношений реализуют образовательно-воспитательное воздействие на личность, реализуют воспитательную функцию, формируя отношение к окружающему миру, к труду, к людям.
Отношения, таким образом, становятся своеобразным инструментом сознательного регулирования всей совокупности отношений обучающихся к окружающей действительности.
Причем, если эти отношения будут действенными и гуманными, развитие «самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся» будет боле эффективным.
Таким образом, А. С. Макаренко разработал стройную обоснованную педагогическую систему, методологической основой которой выступает педагогическая логика, которая интерпретирует педагогику как «практически целесообразную науку». Сущностью данной методики выступает понимание воспитательного коллектива как основного инструмента педагогического воздействия.