В условиях реформирования современной системы образования необходимость оптимизации процессов взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон образования приобретает особую актуальность. Одной из неотъемлемых составляющих процессуальной стороны обучения выступают педагогические технологии.
Подходы к дефиниции педагогической технологии
В современной научной литературе под категорией педагогической технологии понимают совокупность форм, методов, приемов, способов обучения и воспитания, которая системно используется в образовательно-воспитательном процессе; обновление, модернизация инструментальных, теоретико-методологических инструментов педагогики; составляющую процессуальной части образовательного процесса, функционирующую в тесной взаимосвязи с дидактическими процессами, организационными формами и средствами обучения; модель совместной учебной и педагогической деятельности по планированию, организации и практической реализации процесса обучения.
В основе каждой педагогической технологии – психолого-педагогические установки, закономерности учебного процесса, что позволяет осуществлять прогнозирование результатов при допустимой норме отклонений.
Подходы к классификации педагогических технологий
В современной научной литературе единый подход к классификации педагогических технологий отсутствует. Выделяют несколько критериев построения типологии инструментов обучения:
- на основании назначения технологии могут быть классифицированы на технологии, направленные на усвоение теоретических знаний и технологии, направленные на формирование практических навыков в процессе выполнения заданий;
- на основании критерия применения технологии выделяют индивидуальные, направленные на оптимизацию выполнения конкретного задания, формирования конкретного навыка, и общепедагогические, которые могут найти свою практическую имплементацию при выполнении любых заданий, автоматизации любых навыков, вне зависимости от содержания практического задания;
- на основании критерия познавательной активности и самостоятельности обучающихся в процессе познания педагогические технологии подразделяются на репродуктивные, эвристические и проблемно-развивающие;
- на основании критерия реализации целей образовательно-воспитательного процесса выделяют технологии формирования творческого мышления, технологии организации проблемности усвоения, мультимедийные технологии.
Характеристики педагогических технологий
Приоритетными характеристиками любой технологии выступает ее универсальность, воспроизводимость, тиражируемость. Главной функцией технологии выступает репродукция апробированного опыта с целью достижения определенных, прогнозируемых результатов. Указанные характеристики обуславливают высокую актуальность практической имплементации педагогических технологий в образовательно-воспитательный процесс современных образовательных учреждений.
В наиболее общем виде все характеристики педагогических технологий, отличающие их от совокупности других дидактических моделей, могут быть сведены к ряду следующих:
- Стандартизация – унифицированность дидактического процесса, обеспечивающая возможности последующего воспроизведения, тиражирования.
- Результативность – гарантия прогнозирования и достижения результатов с допустимой нормой отклонений;
- Направленность на личностное развитие, обеспечивающая реализацию дифференцированного подхода, обеспечивающая возможности разноуровнего обучения;
- Оптимизация структурирования, организации учебного материала, обеспечивающая взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом, педагогическая технология представляет собой один из наиболее эффективных инструментов оптимизации образовательно-воспитательного процесса современности, что обуславливает актуальность ее имплементации в практическую педагогическую деятельность с целью достижения поставленных дидактических задач.