Основные категории педагогики представляют собой понятия, которые формируют основу научной области, понимаются как педагогические разделы. Несмотря на то, что данные категории считаются традиционно сформулированными и установившимся, к сожалению, на сегодняшний день они далеки от полного охвата проблем, с которыми сталкивается практическая реализация педагогической деятельности.
Объект и предмет педагогики как основа формирования базовых категорий науки
Основные категории педагогики выводятся из объекта и предмета науки.
Под объектом педагогики в современной научной литературе понимается область действительности, объективной реальности, изучению которой посвящена наука; под предметом – способ видения объекта с позиций указанной научной области
Другими словами, объект – это тот, кого изучает педагогика, субъект, на который направлено педагогическое воздействие, воспитанник, ученик, студент, личность, которая находится в перманентном процессе своего развития, совершенствования. Предметом педагогики выступает совокупность процессов педагогического воздействия, направленная на созидательное личностное совершенствование.
Подобная интерпретация объекта и предмета педагогики позволяет выделить в качестве основных базовых категорий науки процессы личностного развития – воспитание, образование и обучение.
Воспитание как базовая категория педагогики
В широком смысле воспитание представляет собой передачу накопленного поколениями опыта, выступая вечной категорией, неотъемлемой частью исторического развития и человеческого бытия.
Воспитание возникло одновременно с развитием человечества, на протяжении тысячелетий обеспечивая его выживание и развитие.
В качестве педагогической категории воспитание интерпретируется как целенаправленное воздействие на личность со стороны социальных институтов с целью формирования определенной системы знаний, умений, навыков, духовных, моральных ценностей и пр., с целью социализации и адаптации личности к требованиям социума на данном этапе его исторического развития.
Обучение как базовая категория педагогики
Обучение представляет собой целенаправленный, специально организованный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учеников, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование мировоззренческой парадигмы, развитие потенциальных возможностей и умственных сил обучающихся.
Основой обучения выступают знания, умения и навыки, формирующие базовые компетенции обучающихся. Обучение представляет собой двусторонний процесс, синтез деятельности педагога (преподавание) и деятельности обучающихся (учение).
Образование как базовая категория педагогики
Категория образования в современной научной литературе интерпретируется и как процесс, и как результат усвоения личностью систематизированных знаний, умений и навыков. Указанный процесс протекает в системе образовательных учреждений.
Сущность образования как идеи заключается в том, что оно выступает концентрированным выражением и репрезентацией социальных, экономических, политических, культурных, морально-правовых потребностей общества в специалистах определенных направлений.
Главным критерием образованности выступает системность знаний, умений и навыков, системность мышления, обеспечивающие возможности личности на высоком профессиональном уровне осуществлять академическую и профессиональную деятельность.
В зависимости от объема полученных знаний, умений и навыков выделяют начальное общее, среднее базовое и общее, высшее базовое и полное образование.